Кафедра дисциплин общественно-научного цикла и технологий воспитания

О кафедре | Сотрудники | Образовательная деятельность | Внебюджетные услуги | Приоритетные направления |

Новости | Мероприятия | Вебинары

↓ Лаборатория ОиМФДНК

NoPhoto 
Ясенецкая
Елена Петровна
и.о. заведующего кафедрой
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Наш адрес: г. Красноярск, пр. Мира, 76, ауд. 3-16.

Телефон: 8(391)206-99-76, доб. 704; 778

Положение о кафедре

Целью деятельности кафедры является и организация и осуществление на качественном уровне повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, научных исследований, реализация проектов по профилю деятельности кафедры.

История кафедры

01.09.2020 Центр воспитания и гражданского образования объединен с Кафедрой дисциплин общественно-научного цикла и методик их преподавания;(в соотв. с п.1-3 пр. № 283 от 26.06.2020). в Кафедру дисциплин общественно-научного цикла и технологий воспитания.

История Центра воспитания и гражданского образования Института повышения квалификации работников образования связана с историей научно-педагогической школы гражданского образования в Красноярском крае.

Начатая в 80-е и 90-е годы практика краевых инновационных комплексов, грантовых конкурсов и международное сотрудничество, проекты педагогики развития, помноженные на инициативу методистов, ученых и педагогов, создали новый опыт гражданского образования. В результате сформировалась сеть ресурсных центров и школ, общественных организаций, внедряющих программы гражданского образования: Институт психологии и педагогики развития, Красноярская университетская гимназия «Универс» №1, Красноярская детская общественная организация «Мир без конфронтации», краевое общество «Знание» и т.д. Представители красноярской научно-педагогической школы гражданского образования (И.Д.Фрумин, В.В.Башев, Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов, А.В.Бутенко , А.В.Дорохова, Л.А.Новопашина, А.К.Лукина, Г.А.Овчинников, Е.В.Ходос, Е.Ю.Долгодворова, Е.Г.Пригодич, Т.И.Привалихина, Е.Ю. Федоренко и др.) внесли существенный вклад в развитие направлений: гражданские компетентности как результат образования, разрешение конфликтов и ведение переговоров, гражданское образование взрослых, скрытые реальности школы, учебные курсы нового поколения для гражданского образования, проблемно-рефлексивный подход в преподавании обществознания, уклад жизни и школьное правовое пространство, социальная педагогика, школьные условия социального взросления, критическое мышление, профилактика зависимого поведения и т.д.

В 1998 г. по инициативе И.Д.Фрумина, В.В.Башева, Б.И.Хасана, Г.А.Овчинникова в Красноярске состоялась международная научно-практическая конференция «Гражданское образование в информационный век» о результатах и перспективах международных и собственно российских проектов в области гражданского образования. Участниками конференции стали ученые и педагоги, лидеры десяти международных, семи российских и семи региональных проектов в области гражданского образования школьников. К 2000 г. красноярские ученые становятся лидерами гражданского образования в России, участвуют в разработке и реализации инновационных проектов и программ: правовое образование, учебники обществознания нового поколения, элективные курсы для профильной школы и т.д. Педагоги-новаторы образуют краевое отделение Всероссийской Ассоциации педагогов «За гражданское образование» (руководители – Н.А.Петрова, Л.А.Литвинцева).

В 2004 году в Институте создается Центр гражданского образования, руководитель – И.В.Молодцова, методист – О.Г.Зелова. Центр организует изучение методов гражданского образования педагогическим сообществом края:

  • правовое образование на основе УМК «Живое право» Санкт Петербургского института права имени принца П.Г. Ольденбургского (В.Н.Пронькин, Е.Н.Ивановна, А.Б.Гутников);
  • социальное проектирование, участие во Всероссийском конкурсе «Я – гражданин России»;
  • проектирование уроков для гражданского образования в рамках международного проекта «Мозаика граждановедения»;
  • изучение обществознания на основе образовательной программы «Мой выбор» (Е.А.Наумова, г.Самара);
  • олимпиады по граждановедению (Всероссийская Ассоциация «За гражданское образование» и «Учительская газета»).

Центр установил связи с Центром «Сотрудничество», красноярской молодежной общественной организацией, объединившей движение общественно-активных школ в крае и многих регионах России.

Специалисты Центра разработали программу и методическое пособие для преподавания курса «Основы регионального развития» для 10 – 11 классов, создавший новые возможности для решения проблемы социализации школьников в пространстве региона, своей малой родины, своего этноса. В связи с отсутствием жесткой регламентации, в отличие от перегруженных федеральных стандартов, на занятиях по предмету появились условия для диалога культур, обстоятельного обсуждения проблем и знакомства с конкретными жизненными примерами социально-политического, экономического, культурного развития региона.

В 2009 г. к руководству Центром приглашена Е.Г.Пригодич, участник команды гражданского образования Красноярской университетской гимназии «Универс» №1. В этот период, когда в большинстве ИПК России центры гражданского образования закрывались, т.к. в приоритетах государственной политики тема воспитания, гражданского образования не была обозначена, наш Институт получил статус экспериментальной площадки Института управления образованием Российской академии образования по направлению «Модели и механизмы демократизации школьного сообщества». Практическая значимость исследования - развитие системы гражданского образования и воспитания в Красноярском крае.

В работе площадки приняли участие ресурсные центры гражданского образования - образовательные учреждения и управления образованием Ленинского района г.Красноярска, г.Норильска, г.Бородино и Курагинского района. Итоги экспериментальной работы в 2013г. заложены в основу региональной Концепции развития воспитания в системе общего образования Красноярского края до 2020 года. Успешные результаты достигнуты во многом благодаря участию ученых СФУ и преподавателей программ Центра А.В.Бутенко, Л.А.Новопашиной. Важный итог эксперимента – успешная реализация инновационных проектов по гражданскому образованию в образовательных организациях, ставших лидерами новых практик в муниципальных территориях. Гимназия №7 г.Красноярска заняла лидерскую позицию в гражданском образовании не только в Ленинском районе г.Красноярска, но и в регионе.

В 2009 году Центр становится региональным координатором апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Красноярском крае. Организовано повышение квалификации учителей для преподавания инновационного предмета: 2010г. – 1791 человек, 2011г. – 127, 2012 г. – 150. По итогам апробации по качеству работ Красноярский край эксперты отнесли к первой четверке лучших регионов.

С началом введения ФГОС, в 2010-14 гг., в государственной политике в сфере образования сформирована система нормативных документов по развитию гражданского образования и воспитания личности гражданина России.

В 2013 году Центр получает статус Центра воспитания и гражданского образования, его деятельность организуется в рамках государственного задания министерства образования и науки Красноярского края по направлениям «Разработка и реализация Концепции развития воспитания в системе общего образования Красноярского края» и «Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также в соответствии с Программой развития Института. Коллектив сотрудников Центра – Е.Г. Пригодич, Ю.А. Костюченко, Е.И.Петрусенко и сотрудники Лаборатории организации и методики формирования духовно-нравственной культуры А.В.Бардаков, Р.Н.Минеев (научный руководитель – Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон).

По инициативе Центра при поддержке Минобрнауки Красноярского края восстановлено проведение всероссийской научно-практической конференции «Гражданское образование в информационный век».

С 2011 года Центр обеспечивает организационно-методическое сопровождение Красноярских краевых образовательных Рождественских чтений, регионального этапа ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя».

В 2012 году Центр поддержал инициативы педагогического сообщества по проведению ежегодной региональной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника в условиях введения ФГОС» и ежегодной научно-методической конференции по краеведению в рамках Сибирского Исторического форума.

Сотрудники Центра проводят систему вебинаров, семинаров, круглых столов по актуальной проблематике воспитания и гражданского образования для курируемых сетевых сообществ: заместителей директоров по воспитательной работе, учителей истории и обществознания, курса ОРКСЭ, классных руководителей, школьных Уполномоченных по защите прав участников образовательных отношений, координаторов школьных служб примирения.

Центром разработаны и реализуются программы повышения квалификации для учителей курса ОРКСЭ (с 2010г.), школьных омбудсменов (с 2010г.), участников социально ориентированных некоммерческих организаций (с 2013г.), заместителей директоров по воспитательной работе (с 2014 г.). Основные содержательные направления деятельности Центра по развитию воспитания и гражданского образования в системе образования в Красноярском крае: школьная медиация, духовно-нравственное развитие личности, уклад школьной жизни как системообразующий фактор школьного воспитания, становление исторической памяти, интеграция детей из семей мигрантов, развитие партнерства с семьями, поддержка семейного воспитания, гражданско-правовое воспитание и развитие правосознания, общественные организации детей и молодежи, историческое краеведение.

С 2013 года Центр – экспериментальная площадка Института управления образованием Российской Академии Образования по теме «Разработка принципов и методов формирования специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций» (2013 – 2017гг.).

Центр содержательно участвует в реализации планов краевых программ: План мероприятий региональной Стратегии действий в интересах детей (2013-2017гг.), Перечень мероприятий в региональный план антитеррористической и анти экстремистской направленности на 2013–18 годы, Комплексный план противодействия идеологии экстремизма на территории Красноярского края на 2014 – 2018 годы, План мероприятий по реализации в 2016 – 2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, Комплексный план мероприятий по гармонизации межэтнических отношений в Красноярском крае (2012 – 2015гг.), Концепция развития системы патриотического воспитания и гражданского образования в Красноярском крае на 2014-2018 годы.

Внешние кооперации Центра воспитания и гражданского образования:

  • сотрудничество с Управлением общественной политики Администрации Губернатора Красноярского края по проведению мероприятий, разработке методических материалов, ресурсов для гармонизации межэтнических, межконфессиональных отношений в школьной среде;
  • сотрудничество с Агентством молодежной политики и программ общественного развития по разработке и реализации Концепции патриотического воспитания и гражданского образования Красноярского края, участие в деятельности Общественного совета, сотрудничество в разработке, организации и запуске регионального гражданско-патриотического проекта «Пост №1», в разработке образовательного модуля «Гражданская идентичность» для Молодежного форума «ТИМ «Бирюса-2015»;
  • сотрудничество с агентством по реализации программ общественного развития Администрации Губернатора Красноярского края. В рамках реализации п.1.2 долгосрочной целевой программы «Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском крае» на 2012–2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 25.10.2011 №651-п – участие в проведении Краевого Форума «Общество, дружелюбное к детям» 2012–2013 гг., разработка и реализация программы повышения квалификации «Проектно-программный способ деятельности образовательных и социально ориентированных некоммерческих организациях» (2014г.), разработка материалов Уставных уроков Красноярского края (2012–2014 гг.);
  • сотрудничество с Уполномоченным по правам ребенка в Красноярском крае: разработка программы повышения квалификации школьных омбудсменов, проведение мероприятий для их профессионального развития, поддержки сетевого сообщества школьных Уполномоченных по защите прав участников образовательных отношений (с 2010 г.);
  • сотрудничество с Красноярской Митрополией, Красноярским Муфтиятом и Еврейской общиной г. Красноярска по проведению совместных мероприятий, мониторинга в области духовно-нравственного воспитания и преподавания курса ОРКСЭ (с 2010 г.);
  • партнерство с Юридическим институтом СФУ и НКО Центр «Сотрудничество» по разработке и реализации проектов и программ развития практик школьной медиации (с 2012 г.), проведению Фестиваля служб школьной медиации (с 2014 г.);
  • сотрудничество с просветительским Фондом и Центром «Холокост» по проведению региональных семинаров по истории Холокоста, по участию педагогов и школьников края в Международном конкурсе работ школьников, студентов и преподавателей "Память о Холокосте – путь к толерантности" (с 2011 г.);
  • сотрудничество с Красноярской региональной общественной организацией общества «Знание» России (КРООО «Знание») по реализации социально значимых проектов Сибирского округа в Красноярском крае (с 2010 г.);
  • участие в расширенном заседании Экспертного совета по дополнительному образованию взрослых и просветительской деятельности Комитета Государственной Думы по образованию «Реализация основных направлений государственной политики РФ в области правового просвещения" (2014г.);
  • участие в работе международных научно-практических семинаров и проектов Совета Европы: «Информационные и коммуникативные технологии в гражданском образовании» (2012–2014 гг.), «Развитие компетенций в области демократии и прав человека в Белоруссии, Грузии, Литве и Российской Федерации» (2013–2015 гг.);
  • участие в сетевой программе повышения квалификации «Гражданско-патриотическое воспитание и образование» АПК ППРО (г. Москва) 2011–2015 гг., модуль «Проблемно-рефлексивный подход в обществознании» (http://www.net2020.ru).

 

Основные задачи кафедры:

 

  • обеспечение высокого уровня содержания и организации повышения квалификции и профессиональной переподготовки работников образования в соответствиис государственным заданием Института, корпоративным заказом;
  • сопровождение комплекса мер по реализации региональной стратегии воспитания;
  • изучение образовательных потребностей образовательных организаций и отдельных педагогов;
  • разработка дополнительных профессиональных программ для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников с целью обновления содержания и технологий преподавания с учетом предметной концепции;
  • разработка дополнительных профессилнальных программ по формированию читательской грамотности;
  • изучение, обобщение и распространение опыта образовательных учреждений и отдельных работников по педагогическим технологиям;
  • участие в экспертизах и профессиональной аттестации педагогических кадров;
  • методическое обеспечение введения предметов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нраственной культуры народов России».

 

↑ Кафедра ДОНЦиТВ 

ЛАБОРАТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

О лаборатории | Сотрудники | Поддерживаемые проекты | Конференции | Конкурсы | Внебюджетные услуги

Бардаков АВ
Бардаков
Андрей Васильевич
заведующий лабораторией
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Наш адрес: г. Красноярск, ул. Горького, 27, каб. 109.

Телефон: 8 (923) 355-01-95

Положение о лаборатории

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

В задачи лаборатории входит научно-методическое обеспечение преподавания предметов «Основы православной культуры» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», форматирование учебно-воспитательной работы образовательных учреждений Красноярского края в направлении процесса создания системы духовно-нравственного воспитания школьников, основанного на принципах духовности и нравственности, в соответствии с традиционными ценностями отечественной культуры и ее историческом фундаментом — православием.

Лаборатория занимается описанием и опытно-экспериментальным обоснованием педагогических условий, обеспечивающих процесс создания системы духовно-нравственного воспитания школьников, и формированием требований к профессиональной квалификации работников образования образовательных учреждений разных уровней, занимающихся данной работой.

В числе функций: выполнение приоритетных, комплексных экспериментальных исследований и разработок по проблемам духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. Лаборатория также поддерживает образовательные, культурные, просветительские проекты в данном направлении.

Научным руководителем Лаборатории является Глава Красноярской митрополии митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

Публикации

Ищенко Т.Н., Карлов Г.П., Жарова А.В., Ефремов Г.Т., Бардаков А.В. Духовность как высшая форма сознания человека

Бардаков А.В., Григорьева Л.И. Новые формы общественной деятельности Русской православной церкви (на примере Красноярского края)

Бардаков А.В. Церковно-общественная деятельность в области культуры и образования Красноярского края

Бардаков А.В. Церковно-общественная деятельность в области образования: к результатам исследования программ духовно-нравственного развития и воспитания в пилотных школах Красноярского края

Бардаков А.В., Андрюшкин А.Ю., Львов Д.В. К вопросу ценностных установок педагогов при внедрении новых предметных областей духовно-нравственной направленности (на примере Красноярского края)

Бардаков А.В. Потенциал традиционных религий в патриотическом воспитании в условиях глобализации

Бардаков А.В., Григорьева Л.И., Кудашов В.И. Роль традиционных религий в преподавании предметов духовно-нравственной направленности в условиях глобализации

Ищенко Т.Н., Акимова М.О., Бардаков А.В., Вчерашняя О.Э. Социальное проектирование как средство развития личности обучающихся в образовательном процессе вуза