Итоги Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик

24 ноября 2021 года завершился традиционный для нашего края Краевой фестиваль лучших инклюзивных практик. Тема нынешнего (уже пятого!) фестиваля: «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение семей и детей в условиях инклюзивного образования» – вызвала большой резонанс среди краевой педагогической общественности. В мероприятии приняли участие 545 участников из разных организаций и территорий Красноярского края.

С приветственным словом к участникам фестиваля обратились:  Константин Луцисович Масюлис, заместитель министра образования Красноярского края, и Нина Федоровна Ильина, доктор педагогических наук, доцент, проректор Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Безусловно, содержание фестиваля предполагало удовлетворение спроса профессиональной педагогической общественности края на знакомство с новыми содержательными решениями в области инклюзивного образования. С этой точки зрения содержания пленарная часть фестиваля была построена таким образом, чтобы  перед переходом на новый уровень случилось единство в понимании общих смыслов комплексного психолого-педагогического сопровождения, а также общих и частных тенденций развития инклюзии как новой социальной и образовательной практики.

В очный этап фестиваля  были приглашены авторы практик, которые по результатам заочной профессиональной экспертизы набрали наибольшее количество баллов. Однако определение победителей и лауреатов фестиваля проводилось по результатам предъявления практик в очном этапе.  В ходе работы площадок экспертам каждого направления  предстояло не только оценить качество предъявления практик, но и привести их содержание  в соответствие с заявленной темой и номинацией фестиваля, определить, позволят ли полученные в ходе реализации практики получать определенные эффекты для всех ее участников. В каждой номинации были определены свои особенности развития направления, включая его слабые и сильные стороны, спроектированы возможные пути решения, перепроектирования слабых сторон в сильные за счет разных механизмов.

В каждой номинации были определены лидеры.

 

Номинация «Практика организации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста и их семей»

 

Лауреат 1 степени

«Инклюзивная группа "АИСТ" как инновационный формат службы ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Авторы: Глушкова Наталья Владимировна, заведующий; Кирюшина Анна Николаевна, старший воспитатель; Левочкина Светлана Алексеевна, старший воспитатель; Мамедова Юлия Игоревна, учитель-дефектолог; Железнова Елена Радиславовна, педагог-психолог; Жаворонкова Анжелика Сергеевна, учитель-логопед  (МАДОУ № 15 г. Канск).

 

Лауреат 2 степени

«Шагаем вместе!»

Авторы: Юхновец Людмила Александровна, руководитель подразделения, учитель-дефектолог; Юдина Юлия Геннадьевна, педагог-психолог; Будник Наталья Юрьевна, учитель-логопед; Ирбеткина Елена Леонидовна

(МБУ Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Спутник», г. Ачинск).

 

Лауреат 3 степени

«Служба ранней помощи в ДОО компенсирующего вида для неорганизованных детей»

Авторы: Мещенская Светлана Николаевна, заведующий; Волкова Александра Владимировна, старший воспитатель; Грязева Наталья Михайловна, педагог-психолог; Болелая Наталья Владимировна, инструктор по ФК (МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом  развитии воспитанников № 9 "Колокольчик"», г. Канск).

Номинация «Практика организации комплексного психолого-педагогического сопровождения при реализации образовательных программ дошкольного образования в условиях инклюзивного образования»

 

Победитель

«Кейс-технология как инновационная образовательная модель, направленная на приобретение детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями новых коммуникативных компетенций»

Автор – Зинарева Алла Камильевна (МБДОУ «Балахтинский детский сад № 5 "Солнышко"», Балахтинский район).

 

Лауреат 1 степени

«Создание мультфильмов как средство развития и коррекции речи детей с ТНР» 

Авторы: Ерошенко Наталья Юрьевна, учитель-логопед; Дойкова Прасковья Афанасьевна, воспитатель; Жданович Евгения Сергеевна, музыкальный руководитель; Хохлова Галина Валерьевна, педагог-психолог (МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 "Яблонька"», г. Канск).

Лауреат 2 степени

«Формирование речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Говорим-ка"»

 Авторы: Черенев Дмитрий Владимирович, директор, к.п.н.; Аликина Людмила Владимировна, учитель-логопед; Беляева Ольга Леонидовна, методист, к.п.н.; Кудинова Юлия Павловна, учитель-логопед (МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 2», г. Красноярск).

 

Номинация «Практика организации комплексного психолого-педагогического сопровождения при реализации общеобразовательных программ в условиях инклюзивного образования»

 

Победитель

«Практика наставничества в сопровождении обучающихся с ОВЗ

в профессиональном самоопределении в условиях инклюзивного образования»

Автор – Лузгина Елена Владимировна, и.о. руководителя образовательной организации (МБОУ «ООШ № 9», г. Канск).

Лауреат 1 степени

«Формирование социокультурной ориентации младших школьников средствами SMART-технологий в инклюзивно-образовательной среде»

Авторы: Юкина Татьяна Леонидовна, учитель-дефектолог; Ложников Иван Александрович, педагог-психолог; Хрулева Ирина Михайловна, учитель-дефектолог (МАОУ Лицей № 9 «Лидер» имени А.М. Клешко, г. Красноярск).

Лауреат 2 степени

«Практика организации комплексного психолого-педагогического сопровождения при реализации адаптированных образовательных программ в условиях инклюзивного образования МБОУ»

Автор – Сунтеева Жанна Викторовна, учитель-дефектолог  (МБОУ «Лицей № 8», г. Красноярск).

Номинация «Практика предупреждения проявлений девиантного, деструктивного поведения у детей и подростков»

 

Победитель

Педагогическая практика «Технология "Мандала" как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Автор –  Туренко Ольга Алексеевна, педагог-психолог (МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей  № 26 "Эрудит"», ЗАТО г. Зеленогорск).

 

Лауреат 1 степени

«Профилактическая деятельность социально-психологической службы по предупреждению девиантного поведения детей и подростков

в образовательной организации»

Авторы: Горяева Татьяна Казимировна, педагог-психолог; Лапшина Наталия Владимировна, социальный педагог; Ермакова Марина Николаевна, заместитель директора по УВР  (МБОУ Шушенская начальная общеобразовательная школа, Шушенский район).

Номинация «Практика организации комплексного психолого-педагогического сопровождения при реализации дополнительных образовательных программ в условиях инклюзивного образования»

 

Лауреат 1 степени

«Опыт создания условий для получения дополнительного образования детьми с ОВЗ в дошкольной образовательной организации»

Авторы: Воробьева Ольга Владимировна, заведующий; Зубенко Зинаида Павловна, старший воспитатель; Белозерская Екатерина Сергеевна, старший воспитатель  (МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 50 "Журавушка"», г. Канск).

 

Лауреат 2 степени

«Использование методов кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Авторы: Миндарова Валентина Александровна, воспитатель; Кожемякина Анастасия Николаевна, учитель-логопед; Андрюшкина Галина Андреевна, педагог-психолог (МБДОУ «Ужурский детский сад № 1 "Росинка"», Ужурский район г. Ужур).

Лауреат 3 степени

«Универсальное инклюзивное пространство как средство социализации детей с ОВЗ»

Автор – Бурнакова Эльвира Брониславовна, учитель-дефектолог (МКОУ Добромысловская средняя общеобразовательная школа, Идринский район).

Номинация «Практика организации комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в рамках сетевого взаимодействия»

 

Победитель

«Секрет успеха каждого ребенка»

Авторы: Соколова Дарья Алексеевна, руководитель МО педагогов дополнительного образования, учитель; Шандыбо Светлана Викторовна, методист (КГБОУ «Красноярская школа № 8», г. Красноярск).

Лауреат 1 степени

«Ступени возможностей»

Авторы: Кухарева Лариса Федоровна, директор; Овчинникова Ирина Евгеньевна, учитель-дефектолог; Шпилькова Евгения  Михайловна, педагог-психолог  (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18», г. Канск).

Интерес вызвало и содержание круглых столов, которое было ориентированное на развитие преемственности между образовательными ступенями и посвященное проблематике подготовки будущих педагогов к организации психолого-педагогического сопровождения детей в условиях инклюзии, психолого-педагогического сопровождения семьи в инклюзивной образовательной среде, использованию ресурса центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в деятельности муниципальных и краевых психологических служб.

В рамках фестиваля была организована линейка мастер-классов от победителей и лауреатов конкурсов профессионального мастерства «Учитель-дефектолог года», «Педагог-психолог года», демонстрирующих различные технологии, методы,  психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.

В завершении фестиваля Центром инклюзивного образования был представлен новый ресурс – Электронная ресурсная карта «Образование детей с ОВЗ и инвалидностью в Красноярском крае» (далее – ЭРК ОВЗ) https://kipk.ru/resources/erk-ovz-krasnoyarskiy-kray. Данный ресурс  был создан для  поддержки деятельности единого профессионального сообщества педагогических работников и специалистов. Он содержит структурированную информацию по различным направлениям реализации идей образования детей с ОВЗ  и таким образом выходит за рамки специального образования, учитывая развитие новой социальной концепции в рамках инклюзивного образования.  ЭРК ОВЗ, по сути, является ресурсом-агрегатором, позволяющим аккумулировать информацию из разных источников,  ликвидировать профессиональные дефициты, определять «точки роста» педагогов и специалистов края.

По результатам проведения фестиваля были получены отзывы от его участников:

«Огромное спасибо за ваш профессионализм, за колоссальный труд. Вам удалось мастерски провести такое необходимое и актуальное мероприятие, объединить и структурировать сильные стороны и дефициты, которые станут отправной точкой и опорными пунктами для многих организаций»;

«Спасибо за то, что  вы нас нашли и привлекли, за добрые слова! Понимаю, что не зря работаю,  есть единомышленники, с которыми ты на одной волне. Рада  знакомству с вами! Есть идеи, которые хотелось бы обсудить и надеюсь притворить на благо наших детей»;

«Спасибо большое за работу! Очень интересно было наблюдать опыт коллег. Удобно без отрыва от работы»;

«Большое спасибо за фестиваль! Многое стало понятно по организации работы в школе и по написанию практики».

Фестиваль закончен. Стало очевидно, что он продолжает оставаться востребованной, уникальной площадкой по обмену опытом эффективной организации инклюзивного образования. И два дня насыщенного профессионального общения, а также появление новых результатов и стратегий – тому подтверждение!