На пути внедрения «задачного» подхода к обучению

Вот уже целый год в Красноярском ИПК реализуется проект «Путь к успеху», главным двигателем которого является творческая группа преподавателей, поддерживающих идею внедрения в образовательный процесс технологии развивающего обучения за счет реализации задачного подхода.

Этот подход предполагает получение учениками знаний и опыта за счёт самостоятельного решения специально подготовленных задач.

На первом этапе проекта творческая группа работала над пониманием теоретических оснований задачного подхода, рассматривали возможности практического применения данного подхода для достижения обучающимися планируемых результатов. Также были проведены очные семинары с заинтересованными педагогами четырех муниципалитетов (Емельяновский, Курагинский, Бирилюсский, Манский районы). Педагоги отдельных школ этих муниципалитетов взялись за решение проблемы повышения качества обучения школьников за счет введения задачного подхода. Творческой группой сотрудников КК ИПК была выстроена дорожная карта совместной деятельности с Московским государственным педагогическим институтом во главе с В.А. Львовским, кандидатом психологических наук, научным руководителем проекта, автором задачного подхода.

123

С 28 по 30 сентября в Институте состоялся очный семинар для пилотных команд школ, участвующих в проекте «Путь к успеху» и реализующих задачный подход в образовательном процессе.

 

Ведущие семинара – Раицкая Галина Викторовна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой начального образования ККИПК, и Логинов Иван Александрович, кандидат физико-математических наук, зав. кафедрой методик преподавания дисциплин естественнонаучного цикла и предметной области «Технология».

Для участия в первом дне семинара были приглашены участники вновь вошедших в проект команд школ из Балахтинского района (Кожановская СОШ, Кожуховская ООШ, Балахтинская СШ № 1, Еловская СОШ), а также команда СШ №79 г. Красноярска. В течение дня участники семинара погружались в теоретические аспекты задачного подхода: раскрывали принципиальные отличия деятельностного подхода в педагогике от традиционных способов преподавания, осмысливали базовые понятия «задачный подход», «учебная задача», «деятельностный подход» и другие. Проанализировав фрагменты уроков В.А. Львовского, представленные в видеозаписях, участники семинара сформулировали основные требования к образовательному процессу, в соответствии с которыми задачный подход должен быть реализован на уроках.

Во второй и третий день семинара к группе новичков присоединились участники всех школ проекта в количестве 44 человек, в том числе 8 тренеров-технологов (Стеклозаводская СШ, Курагинская СШ №7, Брагинская СШ, Марининская СШ, Рассветовская СШ, Орешенская СШ, Кияйская СШ). В качестве одной из наиболее значимых трудностей, возникших при реализации проекта на местах, педагоги назвали недостаток опыта, который бы помогал быстро определять необходимые деятельностные задания для каждого конкретного ученика и столь же быстро их подбирать. Чтобы компенсировать этот дефицит, два последовавших дня семинара были посвящены освоению способа, позволяющего распознавать необходимые задачи. Анализ заданий из учебников по различным предметам показал, что содержание заданий носит характер отработки знаний, но никак не способа их достижения. Поэтому участникам семинара пришлось выявлять признаки содержания, которое подходит для обобщенного способа действия. Таких заданий в готовом виде в учебниках не оказалось, поэтому педагоги учились модифицировать (корректировать) задания таким образом, чтобы содержание повлияло на изменение его способа преподавания в деятельностной технологии, что позволило бы педагогам их использовать в своем учебном предмете.

234345

Главной трудностью стало соотнесение заданий к тому средству, которое сможет приобрести любой обучающийся. Необходимо отметить, что сами ведущие семинара на всем его протяжении целенаправленно работали в «задачном» подходе. Сначала они создавали ситуацию, требующую выявить признаки учебной задачи и ответить на вопросы: «Как найти такую задачу в учебнике? На какой обобщенный способ решения или «средство» должны выйти обучающиеся при решении учебной задачи?». После этого все признаки учебной задачи соотносились со средством. Важно, что педагоги, участвовавшие в семинаре, сумели удержать тот смысл, который понятие «средство» имеет в данном подходе и который заведомо отличается от обыденного. В задачном подходе «средство» становится результатом деятельности ребенка, который он в будущем сможет использовать как способ решения целого класса предметных (практических) задач. Чтобы выделить «средство» в конкретной задаче, необходимо выделить семь соответствий, в том числе: соответствие возрастной категории (зона ближайшего развития), средство является новым способом работы со знанием, средство всегда отражает предметное содержание и другие.

Наиболее сложной содержательной задачей семинара стала реконструкция связки «задача – средство» применительно к конкретным учебным предметам. Команды школ тренировались в распознавании средств, позволяющих работать с задачами, которые решаются обобщенным способом действия. Педагоги определили условия и механизмы включения учебной задачи в образовательный процесс и по итогам работы демонстрировали образцы такого включения. Одновременно свою особую педагогическую позицию учились удерживать тренеры-технологи, которые старались обеспечить для педагогов возможность работать в технологии деятельностного подхода.

Основным продуктом семинара стал банк учебных задач, разработанных его участниками для различных учебных предметов. В дальнейшем он станет основой разработки уроков в «задачном» подходе.