Способ диалектического обучения. Онлайн-семинар по обмену опытом и лучшими педагогическими практиками учителей Красноярского края

Заставка семинара 17

Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в рамках научно-методического сопровождения педагогических работников 17 июня 2021 года провел онлайн-семинар по обмену опытом и лучшими педагогическими практиками учителей, работающих в технологии Способа диалектического обучения (с использованием онлайн-площадки Microsoft Teams).

Участие в семинаре приняли не только педагоги, реализующие в своей профессиональной деятельности СДО, руководители образовательных организаций и их заместители, методисты, но и работники образования, желающие познакомиться с данной педагогической технологией для решения современных задач.

Всего было 164 участника семинара из 9 городов (Ачинск, Бородино, Дивногорск, Канск, Красноярск, Минусинск, Назарово, Норильск, Сосновоборск) и 10 районов края: Березовского, Бирилюсского, Дзержинского, Емельяновского, Ермаковского, Канского, Краснотуранского, Нижнеингашского, Ужурского, Шарыповского.

На открытии семинара выступила Ильина Нина Федоровна, доктор педагогических наук, доцент, проректор по научно-методической и внебюджетной деятельности ККИПК, которая, приветствуя участников семинара, вспомнила авторов Способа диалектического обучения – Гончарука Анатолия Иосифовича и Зорину Валентину Лазаревну, их научную школу продолжают развивать сотрудники ККИПК, являющиеся организаторами данного мероприятия.

Приветствовала участников семинара и представитель научной школы Гончарука–Зориной – Галина Васильевна Глинкина, кандидат педагогических наук, профессор РАЕ, доцент кафедры общей и специальной педагогики и психологии ККИПК. Она отметила актуальность темы семинара, возможность одним педагогам продемонстрировать свой опыт работы в системе Способа диалектического обучения, позволяющего решать задачи современного образования, а другим – познакомиться с опытом коллег и позаимствовать приемы организации учебной деятельности обучаемых на уроках.

Работа семинара был организована по трем направления:

  • Формирование у обучаемых познавательных универсальных учебных действий, модератор Митрухина М.А.;
  • Развитие читательской грамотности посредством организации работы с учебными текстами, модератор Глинкина Г.В.;
  • Применение критериальной системы оценивания, обеспечивающей объективность оценки учителем результатов учебного труда обучаемых на уроке и их самооценки, модератор Ковель М.И.

В рамках первого направления выступили 4 педагога:

Чулочникова Оксана Викторовна (МБОУ «Танзыбейская СОШ» Ермаковского района), продемонстрировавшая приемы развития у обучающихся умений выявлять проблемы при выполнении заданий на уроках химии и биологии, искать средства решения этих проблем, формулировать противоречия, обнаруженные в изучаемом материале.
Крыткина Лада Анатольевна (Гимназия № 10 г. Дивногорска), представившая приемы формирования познавательных УУД на уроках биологии на основе применения логических операций: определение и деление понятий. В результате использования данных приемов обучающиеся приобретают умение видеть в конкретных явлениях общие биологические закономерности и взаимосвязь структуры и функций уровней живых организмов.
Тенсина Галина Николаевна (МБОУ «Мигнинская СОШ» Ермаковского района) показала начальный этап формирования у школьников логических умений средствами Способа диалектического обучения на примере предметных заданий по обществознанию для 6 класса, направленных на развитие у обучающихся умений применять логические операции определение и обобщение понятий.
– Бабич Елена Ивановна (МБОУ «Салбинская СОШ» Ермаковского района) презентовала опыт использования дидактического инструментария СДО для формирования у обучающихся познавательных универсальных учебных действий на примере занятий внеурочных курсов «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» и «Я и биологический проект».

Второе направление было более активным, в нем приняли участие 7 педагогов:

Хлыстова Вера Петровна (МБОУ СОШ № 17 г. Канска) представила систему работы с текстом с обучающимися начальной школы, где и должна закладываться основа метапредметных умений.
Еременко Елена Юрьевна (МБОУ «Танзыбейская СОШ» Ермаковского района) показала многообразие заданий, применяемых при работе с текстами на уроках биологии и нацеленных на развитие у обучающихся умения формулировать суждения, анализируя, обобщая и интерпретируя содержание учебных текстов.
Алексеева Ольга Владимировна (МБОУ «Павловская СОШ» Нижнеингашского района) продемонстрировала опыт работы на уроках информатики по преобразованию обучающимися содержания текстов из учебников и дополнительной литературы в структурированный учебный материал (сборник понятий), а также по составлению к тексту логической схемы и проблемных вопросов на основе сборника понятий.
Афанасьева Наталья Евгеньевна (МБОУ «Разъезженская СШ» Ермаковского района) поделилась опытом обучения школьников смысловому чтению на уроках математики, как при работе с теоретическим материалом, так и при решении задач или выполнении других типов заданий, связанных с математическим текстом. заданий в большей степени представляют собой текст. В выступлении продемонстрированы используемые учителем задания по математике, нацеленные одновременно на формирование у обучающихся читательской грамотности и активизацию их мыслительной деятельности, что в совокупности способствует достижению как предметных, так и метапредметных результатов.
Пантилеева Екатерина Сергеевна (МБОУ «Филимоновская СОШ» Канского района) раскрыла особенности работы с текстом из учебника на английском языке, применяя дидактические средства СДО.
Череповская Майя Анатольевна (МБОУ «Разъезженская СШ» Ермаковского района) показала, с помощью каких заданий развивает у обучающихся читательскую грамотность средствами СДО при использовании составного текста на примере рассказа М.М. Пришвина «Золотой луг» и научного текста из Википедии.
Зыкова Марина Евгеньевна (МБОУ "Новополтавская СШ" Ермаковского района) представила богатый опыт развития у школьников читательской грамотности при использовании на уроках биологии текстов различных жанров.

Было 4 выступления и по теме третьего направления:

Мелешкова Татьяна Геннадьевна (МБОУ «Филимоновская СОШ» Канского района) продемонстрировала, как использует на уроках английского языка критериальную систему оценивания, разработанную в теории и технологии СДО, обеспечивая объективность оценивания результатов.
Вельяминова Наталья Владимировна (МБОУ СОШ № 1 г. Бородино) представила опыт развития у обучающихся читательской грамотности на уроках химии средствами СДО с применением критериальной системы оценивания по теме «Галогены – химические элементы и простые вещества. Физические и химические свойства галогенов».
Протасова Людмила Николаевна (МБОУ «Филимоновская СОШ» Канского района) в выступлении раскрыла особенности организации критериальной системы оценивания в системе СДО учебных достижений обучающихся в начальной школе. Представила опыт применения оценки и самооценки на уроке русского языка во 2 классе по теме «Имя существительное».
Пашкин Александр Сергеевич (МБОУ «Филимоновская СОШ» Канского района) продемонстрировал опыт реализации критериального подхода к оцениванию на современных уроках физики и информатики посредством создания системы дорожных карт учебных занятий и применения собственной компьютерной программы, предназначенной для расчёта оценки в зависимости от набранных баллов в процессе учебной деятельности.

Спасибо всем выступающим за интересный опыт работы, увлеченность и творческий подход к решению задач образования дидактическими средствами Способа диалектического обучения! Самыми активными участниками были педагоги Ермаковского района (7 выступлений) и Филимоновской СОШ Канского района (4 доклада).
Подробно познакомиться с материалами семинара можно по ссылке: https://clck.ru/Vgvtt

Следующий семинар планируется в очной форме участия. Надеемся, что учителя края так же активно будут готовиться к выступлениям, и мы вновь сможем увидеть демонстрацию различных приемов организации учебной деятельности обучаемых в системе СДО, познакомиться с педагогическими находками в организации работы с учебными текстами, обеспечивающей развитие у обучаемых одновременно читательской грамотности и мыслительных способностей.