Конференция "Практики развития и современность образования: принципы и способы построения". Большой обзор

Еще в 1980 годы Красноярский край прославился на весь Советский Союз как регион, где не только осваиваются и применяются новейшие образовательные технологии, но и строятся целостные практики, дающие ученику возможность развития на каждом этапе его становления, в том числе во взрослом возрасте. Сообщество учёных-теоретиков и педагогов-практиков, занимавшихся в Красноярском крае развивающим образованием, выстроило разветвленные связи с коллегами в разных регионах, а также с основными центрами интеллектуальных разработок на территории бывшего СССР. Благодаря этому именно в Красноярске в 1994 году была организована и проведена первая Всероссийская конференция «Педагогика развития», ставшая после этого ежегодной. С 2013 года она получила название «Практики развития», поскольку в фокусе обсуждения оказались не только педагогическая деятельность в узком смысле слова, но и целый ряд практико-ориентированных детско-взрослых проектов, культурных инициатив, инфраструктурных решений и многих других интеллектуальных и управленческих разработок, которые фактически обеспечивают развивающее образование.

В 2021 году состоялась уже 28-я по счёту конференция «Практики развития». Базовой темой для обсуждения во время её проведения были принципы и способы построения практик развития, реализуемые в настоящее время конкретными профессиональными сообществами и образовательными институтами как в рамках постоянной, систематической деятельности, так и в рамках конкретных, локализованных во времени проектов.

Значительная часть первого дня конференции была традиционно посвящена установочным пленарным докладам. Каждый в рамках выбранного им аспекта, они фиксировали сложившуюся в наши дни ситуацию развивающего образования. Так, Борис Даниилович Эльконин, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии младшего школьника, сделал доклад с интригующим названием «Зона ближайшего развития развивающего обучения», посвященный тому, какой должна стать следующая «эпоха жизни» этого направления в образовании, исходя как из «внешних» по отношению к нему социокультурных вызовов, так и из собственной логики развития этого социокультурного конструкта. Вслед за ним Владимир Самуилович Собкин, доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии образования, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО, обрисовал принципиально важное условие реализации образовательных проектов: как сами ученики фактически воспринимают учителей, насколько именно такое восприятие помогает/мешает решать образовательные задачи, за счёт каких факторов это восприятие может быть изменено. Доклад Владимира Самуиловича так и назывался: «Учитель глазами подростка». Наконец, Виктор Георгиевич Васильев, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, описал современные формы реализации системы Д.Б. Эльконина – В.В. Васильева в начальных классах, а также механизмы, обеспечивающие подготовку кадров для этих форм.

После пленарных докладов параллельно друг другу состоялись два круглых стола и проблемный симпозиум, посвященные различным аспектам развития и диагностики учебной самостоятельности учеников, а также механизмам подготовки и переподготовки учителей развивающего обучения. Далее прошла общая дискуссия по теме «Конструктивная психология конфликта», посвященная психолого-педагогическим методам и технологиям сопровождения конфликтов, в том числе – специального построения конфликтов развития, актуальных для каждого конкретного психологического возраста. Завершила первый день «линейка» проблемных симпозиумов, посвященных (так или иначе) технологиям персонального тьюторского, наставнического, консультационного, тренерского сопровождения учеников по широкому спектру вопросов: от организации переговорных практик до вовлечения учеников в проектирование собственного воспитания.

Второй день конференции, 21 мая 2021 года, начался с лекции Бориса Данииловича Эльконина «Исток субъектности», посвященной принципиально важному вопросу: за счёт чего взрослеющий человек становится заинтересованным/готовым самостоятельно конструировать собственный жизненный путь, принимать решения, отвечать за их последствия – и, соответственно, делать заказ на конкретные, частные образовательные услуги? После этого состоялось большое пленарное заседание под председательством Елены Анатольевны Чигановой, кандидата педагогических наук, ректора нашего Института, где были представлены доклады, конкретизирующие ту проблематику, которую Б.Д. Эльконин обозначил в своей лекции: «Цифровая трансформация высшего образования: ожидания, формирующиеся практики и риски развития» (Е.Б. Бухарова и Д.С. Гуц) и «Блеск и нищета целеполагания» (Р.В. Имакаев, К.Б. Хейфец).

После пленарного заседания прошла «линейка» проблемных симпозиумов и круглых столов, в ходе которых обсуждались различные аспекты организации профессионального образования в логике развития, в том числе с точки зрения профессионального выбора старшеклассников и конструирования ими своего будущего, исходя из образов, задаваемых высшим образованием. После них состоялась общая дискуссия вокруг доклада «Педагог для формирующейся экосистемы образования: химия и алхимия практик профессионального развития», сделанного Сергеем Геннадьевичем Косарецким, кандидатом психологических наук, директором Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ «Высшая школа экономики». Как видно из метафорического названия, доклад был посвящен тем принципам и технологиям, согласно которым современные практики профессионального развития педагогов необходимо управленчески комбинировать между собой, чтобы они дали ожидаемый результат («химия»), а также тем скрытым закономерностям профессионального становления педагога, которые, если их умело сгруппировать, могут как бы сами собой обеспечить высококлассную профессиональную деятельность («алхимия»). Дискуссия была посвящена оптимальным управленческим моделям, обеспечивающим «химию» или «алхимию» профессионального становления педагогов.

Второй день конференции был завершен еще одной линейкой проблемных симпозиумов, а также включенной в их состав форсайт-сессией. Эти мероприятия были посвящены широкому спектру вопросов:

  • обсуждению модели новой школы, соответствующей новым вызовам и возможностям организации образовательной деятельности;
  • обсуждению оптимальных моделей индивидуальных образовательных маршрутов как учеников, так и педагогов в ходе их профессиональной переподготовки;
  • вопросу об оптимальных моделях учебной предметности в новых социокультурных обстоятельствах;
  • комплексу вопросов, связанных с оптимальной профессиональной переподготовкой и повышением квалификации педагогов.

Наконец, настала суббота, 22 мая – завершающий день конференции «Практики развития» 2021 года. Как и предыдущие дни, он начался с пленарного заседания, посвященного основным задачам и направлениям комплексных исследований в сфере образования. Исак Давидович Фрумин, д.п.н., научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики», комплексно описал «перспективный ландшафт образовательных исследований» (именно так и назывался его доклад). Павел Аркадьевич Сергоманов, к.психол.н., доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ «Высшая школа экономики», описал конкретное, но, по-видимому, ключевое по своему значению направление изысканий – «Структуры и виды поведения детей в цифровой среде», разумеется, с точки зрения того, как эти структуры и виды поведения содействуют достижению требуемых образовательных результатов или, наоборот, препятствуют ему; как необходимо организовать индивидуальное педагогическое сопровождение школьников, чтобы превратить их «цифровую» активность в образовательный ресурс.

После этого, состоялась многоаспектная дискуссия «Практики развития среднего профессионального образования и движения "WorldSkills"». В ее ходе были обсуждены и основные вызовы, встающие перед системой среднего профессионального образования, и основные направления его модернизации, и оптимальные для этого методологические модели управления и организации. Одновременно с этой дискуссией, проходила экспертная сессия «Сетевая магистерская образовательная программа «Управление образованием» Высшей школы экономики и Сибирского федерального университета: базовые принципы построения». Обе площадки этой «ленты» объединялись вопросами об условиях становления профессиональных компетенций, востребованных в наши дни и о новых, оптимальных моделях управленческой деятельности в сфере образования.

Вопросам профессионального образования была посвящена и следующая линейка площадок конференции (они были максимально разнообразны по своим формам: мастер-класс, проблемный симпозиум, экспертная сессия, круглый стол). Несколько особняком стоял круглый стол «Место практик развития в системе формирования финансовой грамотности детей и взрослых», посвященный, как явствует из названия, формам становления финансовой грамотности, основанным на принципах развития.

Предпоследними в программе конференции оказались две параллельные друг другу по времени дискуссионные площадки: «Практики воспитания: проблемы социализации и формирование профессиональной идентичности» и «Развитие Практик развития: как устроен объект управления?» В рамках первой дискуссионной площадки обсуждались возможные деятельностные основы для современных воспитательных практик: становление нравственных ценностей и установок за счёт вовлечения в актуальные для региона и страны профессии, обеспечение первых конкретных достижений на профессиональной стезе, разработку и реализацию собственных предпринимательских проектов. В рамках второй дискуссионной площадки, обсуждалась модель, в соответствии с которой, практики развития согласуются с новыми обстоятельствами, становятся более результативными – а также та деятельность, которая позволит этим процессам происходить наилучшим образом.

По многолетней традиции, конференция завершилась обсуждением ее результатов – «открытой дискуссией», которая, скорее, является рефлексией: какие проблемы удалось зафиксировать и оформить, какие наработки, представленные в ходе конференции, могут в ближайшие годы стать основанием для многоплановой практической деятельности, каковы ожидания от следующей серии исследований и разработок? Модератором итоговой дискуссии-рефлексии, опять же по многолетней традиции конференции был Б.Д. Эльконин. Её материалы уже были опубликованы в новостной ленте.

Можно уверенно говорить, что XXVIII-я конференция «Практики развития» позволила:

  • во-первых, зафиксировать наличную ситуацию конструирования практик развития в системе образования;
  • во-вторых, описать и систематизировать имеющиеся представления о таком конструирования, представить в модельном виде соответствующие практики, а также определить концептуальные основания каждого из подходов к конструированию практик развития;
  • в-третьих, обсудить, по крайней мере, основные параметры тех управленческих систем, которые позволяют конструировать практики развития;
  • в-четвертых, перевести обсуждение практик развития из метапредметного в предметный и практический слой, в частности, проследив, как они принцип развития обеспечивает освоение конкретных учебных предметов или технологий профессиональной деятельности.

Идеи, оформленные и обозначенные в ходе конференции, заведомо станут предметом для тщательной разработки – исследовательской или проектной. Как неоднократно бывало раньше, результаты этих разработок будут представлены в ходе последующих конференций.

В настоящее время, записи трансляций с площадок «Практик развития» 2021 года обработаны и размещены на канале YouTube КК ИПК. Посмотреть видеозаписи вы можете на сайте конференции в разделе "Наши видео" на главной странице сайта, либо по пройдя по ссылкам на страницах площадок конференции.