Сотрудники института выступили на круглом столе «Духовно-нравственное воспитание молодёжи» с участием митрополита Пантелеимона

Воспитание детей и молодёжи – одно из самых приоритетных направлений образовательной политики в современной Российской Федерации. При этом она уже не может осуществляться традиционными формами, предполагающими лишь обсуждение с взрослеющими людьми, «что такое хорошо и что такое плохо», а также участие в символических акциях. Ведь современные дети и молодёжь черпают информацию о мире, а также образцы поведения и деятельности в этом мире из огромного количества источников, нередко противоречащих друг другу. Тексты о правильном поведении, даже самые проникновенные и убедительные, «девальвируются». Необходимы новые деятельностные формы работы с учеником, которые позволят ему сформировать собственные нравственные принципы, с точки зрения которых он будет оценивать информацию и выстраивать собственное поведение. Кроме того, воспитанием уже не могут заниматься только специализированные образовательные организации. Здесь необходимо сотрудничество разнообразных общественных сил, чья работа так или иначе связана с введением и поддержанием норм и ценностей.

Для решения всех этих задач 21 мая 2021 года в Красноярском Архиерейском доме состоялся круглый стол «Духовно-нравственное воспитание молодёжи», в котором, помимо других субъектов воспитательной деятельности, принимали участие и представители нашего Института: В.В. Никуленков, и. о. зав. кафедрой дисциплин общественно-научного цикла и технологий воспитания, с докладом «Сможет ли краевая концепция воспитания качественно изменить ценностные позиции современных учащихся», и С.А. Федорова, зав. кафедрой гуманитарного образования и семейного воспитания, с докладом «Духовно-нравственное воспитание: возможности школьного образования».

Круглый стол был организован Общественным советом при Красноярской митрополии совместно с Красноярским отделением международной общественной организации «Всемирный русский народный собор». Основным предметом обсуждения стали те ключевые вызовы, стоящие перед системой воспитания, которые являются актуальными не только для светской системы образования, но и для религиозных организаций, в том числе, для Русской православной церкви. Красноярская митрополия посредством своего Общественного совета ведёт активную работу над тем, чтобы объединить наиболее компетентных специалистов в сфере воспитания, и общими усилиями найти наилучшие решения для воспитательных задач, в том числе, связанных с профилактикой негативных проявлений. Значимость этого направления работы для Красноярской епархии была подчеркнута тем, что в круглом столе участвовал сам ее предстоятель, митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

Помимо представителей Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования, в мероприятии приняли участие представители городских вузов, в частности, О.В. Мясоутов, проректор по воспитательной работе КГПУ имени В.П. Астафьева, а также начальник Сибирского юридического института МВД России, генерал-майор полиции, доктор юридических наук, профессор Д.В. Ким. Присутствовали и сотрудники правоохранительных органов, в том числе, начальник подразделения по делам несовершеннолетних, полковник полиции Н.Г. Шапруто. Участниками круглого стола стали: И.Ю. Мирошникова – уполномоченный по правам ребенка в Красноярском крае; Т.И. Казанова – директор СОШ № 10 им. Академика Ю.А. Овчинникова; А.С. Репина – заместитель руководителя агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, а также представители общественных организаций. Модератором круглого стола стал В.Н. Севастьянов – заместитель председателя Общественного совета Красноярской митрополии Русской православной церкви, почётный профессор Сибирского государственного университета науки и технологий им. М.Ф. Решетнёва.

 3 16

12 1 14

Участники круглого стола представили и обсудили:

  • различные модели воспитательной работы, реализуемые в конкретных высших учебных заведениях (например, в КГПУ имени В.П. Астафьева и Сибирской Юридической академии);

  • модели сотрудничества педагогов и родителей по вопросам воспитания их детей, а также наиболее распространенные конфликты между ними, связанные с воспитательным процессом (например, Н.Ф. Яковлева, руководитель лаборатории КГПУ по проблемам воспитания, представила материалы и результаты исследования «Родители и педагоги: сотрудничество и противостояние»);

  • основные причины подростково-молодёжных правонарушений и формы их профилактики.

Василий Валентинович Никуленков в рамках своего доклада на круглом столе представил общую структуру региональной концепции воспитания. Особый акцент он сделал на её базовых идейно-смысловых положениях, заложенных в миссии, целях, задачах. Было особо отмечено, что ключевую роль в становлении у обучающихся ценностных установок должны играть прямые педагогические действия, а следовательно, базовым условием её успешной реализации становится высочайшая квалификация конкретных учителей. Докладчик особо подчеркнул необходимость создания и удержания в регионе единого воспитательного пространства, основанного на традиционных духовных ценностях, складывавшихся на протяжении всей истории отечественной государственности. При этом он убедительно показал, что такая система может быть устойчивой лишь в том случае, если в качестве высшей ценности будут рассматриваться как личность и свобода воли самого ребенка или молодого человека, так и учителя, родителей, других участников процесса воспитания, прежде всего, с точки зрения их права транслировать собственные представления. Было также указано, что освоение субъектами воспитательного процесса ценностей общечеловеческой и национальной культуры должно происходить на основе понимания государственных задач и приоритетов России, освоения и принятия её цивилизационной миссии, осмысления гуманитарной компоненты современной глобальной цивилизации как главной детерминанты её развития, в том числе, кризисных явлений.

Особо В.В. Никуленко подчеркнул, что содержание воспитательной политики должно формироваться, исходя из ключевых вызовов и угроз, актуальных для региона, признанных в качестве таковых местными органами исполнительной государственной власти.

В качестве наиболее очевидных практических мероприятий по реализации концепции В.В. Никуленков обозначил реализацию учебных программ, обеспечивающих профилактику агрессивного поведения, освоение культуры безопасного поведения, понимание того, какие общественно-политические группировки могут быть экстремистскими или провокаторскими, и следовательно, в их деятельность ни в коем случае нельзя включаться.

В финале круглого стола митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон поблагодарил всех его участников и выразил желание продолжить подобные встречи, вовлекающие научное сообщество в обсуждение вопросов духовно-нравственного воспитания и в разработку методов их решения. Кроме того, митрополит Пантелеимон пообещал приглашать светских экспертов на заседания представителей духовенства, чтобы продолжить обсуждать основные идеи круглого стола в новых контекстах и при новом составе участников.

Результатом круглого стола должна стать резолюция, содержащая в себе рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания, адресованные каждому из основных участников этого процесса. Резолюция будет сформирована в результате соединения основных тезисов, обозначенных участниками круглого стола в своих выступлениях. В.Н. Севостьянов обещал использовать эти тезисы при составлении рекомендаций для губернатора Красноярского края и регионального министерства образования.

Участие Института в мероприятиях по совершенствованию региональной системы воспитания продолжается. Следите за нашими новостями.