Проектно-образовательный маршрут обучающегося: путь к призванию и успеху

Онлайн-семинар для педагогов, проведенный Краевым ресурсным центром по работе с одарёнными детьми вызвал большой интерес!

Проектная деятельность учеников в наше время перестаёт быть частной методикой, позволяющей реализовать урок в деятельностном подходе, или просто активной формой воспитательной работы. Посредством проектов ученики осваивают значительные пласты предметных знаний, превращая их в инструменты для собственной деятельности; сопрягают между собой школьные предметы и свою возможную профессиональную деятельность; получают опыт решения комплексных познавательных и профессиональных задач.

Поэтому индивидуализация и персонализация в образовании реализуются не только в режиме индивидуального освоения общеобразовательной программы, но и в режиме проектно-образовательных маршрутов. В процессе реализации данных маршрутов ученики реализуют собственные замыслы, создают на их основе интеллектуальные, организационно-управленческие, творческие продукты и за счёт этого формируют тот комплекс предметных знаний и метапредметных компетенций, который необходим персонально им.

Но для многих педагогических коллективов оказывается далеко не просто разработать проектно-образовательный маршрут, а тем более – успешно обеспечить его реализацию. Педагогам необходимо максимально точно и результативно составить план собственной работы, методистам – подобрать оптимальный инструментарий, управленцам – создать максимально благоприятные нормативные и инфраструктурные условия.

Чтобы обеспечить успешное формирование персональных проектно-образовательных маршрутов, Краевой ресурсный центр по работе с одарёнными детьми, действующий в структуре Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, проводит серию онлайн-тренингов по вопросам разработки и педагогического сопровождения проектно-образовательных маршрутов одарённых детей.

Первый такой тренинг состоялся 30 марта 2021 года. В целом он был посвящен основным подходам к организации проектной деятельности обучающихся, её возможностям, а также обзору тех интеллектуальных состязаний из федерального «Перечня олимпиад школьников и их уровней», которые предполагают именно разработку и подачу участниками проектно-исследовательских работ.

Второй тренинг прошел практически по горячим следам первого – 8 апреля 2021 года. Он был посвящен уже непосредственно базовой структуре проектно-образовательного маршрута, а также конкретным условиям его педагогического обеспечения.

Оба вебинара вызвали большой интерес у работников образования. В первом тренинге приняло участие 222 человека. Потом после специальной процедуры самоопределения некоторые участники решили, что пока не готовы организовать пробную самостоятельную деятельность учеников в рамках конкретной предметности. Поэтому во втором тренинге приняло участие 152 человека. И всё равно это очень значительное количество участников для мероприятий такого формата.
Второй тренинг начался с доклада «Как не надо обеспечивать проектно-образовательную деятельность школьников». Были разобраны основные признаки и критерии такого учебного проекта, который заведомо обеспечивает образовательные результаты, потом проанализированы ключевые типы ошибок, в итоге – представлено несколько успешных прецедентов, в том числе, проведено обсуждение основных факторов их успешности.

После этого была описана и подробно прокомментирована базовая структура проектно-образовательного маршрута, разработанная сотрудниками Краевого ресурсного центра по работе с одарёнными детьми. Она одновременно представляет собой форму, вдумчивое заполнение которой почти автоматически позволит разработать проектно-образовательный маршрут, и методологическую инструкцию, позволяющую педагогу организовать оптимальное сопровождение такого маршрута.

Высокое содержательное и методическое качество отметили многие участники тренинга. Но была отмечена и проблема: у педагогов и детей слишком мало времени для занятий проектной деятельностью. Организаторы во встречном режиме предложили администрациям школ варианты управленческих решений, позволяющих если не решить эту проблему, то хотя бы снизить ее остроту.

Теперь до 25 апреля 2021 года коллективы образовательных организаций в Красноярском крае оформляют проектно-образовательные маршруты для конкретных обучающихся. Их разработки пройдут финальную развивающую экспертизу в процессе завершающего вебинара 28 апреля 2021 года.

Пожелаем коллегам, сопровождающим учебные проекты, выверенных профессиональных решений, а их ученикам – сделать в рамках учебных проектов принципиальный шаг к своему призванию и успеху!