Индивидуальные образовательные маршруты педагогов: способы их разработки и реализации

30–31 марта 2021 года в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства КК ИПК прошел Краевой методический сбор, основным мероприятием которого стал семинар для команд муниципальных методических служб «Учимся разрабатывать ИОМ».


Индивидуализация на сегодняшний день – один из ключевых трендов в системе образования. Очевидно, что максимальное усложнение («фрагментация») социокультурной сферы, максимальное разнообразие возможных жизненных траекторий делают необходимым и, пожалуй, неизбежным тот факт, что человек формирует свои самые важные знания и самые выигрышные личные характеристики в заведомо индивидуальном режиме! Но при этом далеко не каждая образовательная организация может в полной мере обеспечить индивидуализацию. Ведь для этого необходимы как особые квалификационные характеристики педагогов, так и особые содержательно-управленческие формы, которые необходимо специально разработать и обеспечить на нормативном и управленческом уровнях. А главное: персонализация требуется не только обучающимся, но и самим педагогам, во-первых, потому, что, работая с уникальными образовательными ситуациями, они нуждаются в освоении методик; во-вторых, потому, что для построения индивидуального подхода к ученику важно освоить данный подход в режиме решения собственных образовательных задач.

Одной из главных форм персонализации является индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) педагога, который должен исходить из запросов педагога, его профессиональных дефицитов и задач предстоящей деятельности и обеспечиваться ресурсами региона и муниципалитета – как организационно-управленческими, так и методическими.

Именно для того, чтобы обеспечить разработку ИОМ педагогом, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования в рамках Краевого методического сбора 30–31 марта 2021 года провел семинар для команд муниципальных методических служб «Учимся разрабатывать ИОМ».

Этот семинар дал начало научно-организованной работе по научно-методическому сопровождению в муниципалитетах Красноярского края индивидуальных образовательных маршрутов педагогов. В семинаре приняли участие команды муниципальных методических служб Ачинского, Балахтинского, Бирилюсского, Боготольского, Большеулуйского, Дзержинского, Емельяновского, Енисейского, Ермаковского, Идринского, Иланского, Ирбейского, Казачинского, Каратузского, Краснотуранского, Курагинского, Манского, Назаровский, Нижнеингашского, Новоселовского, Партизанского, Пировского, Рыбинского, Саянского, Северо-Енисейского, Таймырского Долгано-Ненецкого, Тасеевского, Ужурского, Шарыповского, Шушенского районов, городов Ачинск, Бородино, Дивногорск, Енисейск, Красноярск, Минусинск, Назарово, Сосновоборск. Всего в семинаре принял участие 91 человек, а все вместе они представляли 40 муниципальных систем образования.

В ходе семинара предполагалось:

  • обсудить актуальные вопросы научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагога;
  • освоить способы, позволяющие выявлять профессиональные дефициты педагога;
  • построить схему составления ИОМ на основе выявленных профессиональных дефицитов;
  • согласовать общекраевую программу действий по формированию ИОМ и спроектировать на этой основе обучающий (формирующий) семинар для заместителей руководителей общеобразовательных организаций.

Пленарную часть семинара открыла Нина Федоровна Ильина, доктор педагогических наук, проректор КК ИПК, которая обозначила основные приоритеты и задачи работы, а также озвучила основной способ освоения заявленной проблематики – серию семинарских занятий. Далее, в ходе проблемной дискуссии «Организация методического сопровождения педагогических работников на муниципальном уровне: предназначение, содержание, эффективные и неэффективные способы работы», методисты образовательных организаций определили в качестве своего ключевого дефицита недостаточное владение методиками, позволяющими выявить профессиональные дефициты педагога. Отсюда очевидным образом вытекают затруднения муниципалитетов в выборе тех форм методической работы, которые позволят оптимально организовать работу по составлению образовательных маршрутов педагогов. Нина Федоровна подробно рассказала о том, как выстроить функциональную структуру научно-методического сопровождения педагогических работников в масштабах региона.

Следующим выступающим стала Ольга Владимировна Богданова, старший преподаватель Центра развития профессиональных компетенций руководителей и системных изменений в образовании КК ИПК, координатор работы с ММС края. В своем докладе «Современные инструменты оценки квалификации педагога» она обозначила те проблемы, с которыми педагог сталкивается при выявлении своих профессиональных дефицитов. Также Ольга Владимировна показала, как классифицируются инструменты, позволяющие выявить профессиональные дефициты педагога; представила ресурсную карту, работа с которой позволяет выявить ключевые профессиональные дефициты.

На следующем этапе семинара его участники определяли, какие методики, позволяющие выявить профессиональные дефициты педагогов могут стать оптимальными для них лично.

Далее, в практико-ориентированной части семинара, предлагалось уже освоить те методики, которые были выбраны участниками для выявления профессиональных дефицитов педагогов, а также составить на их основе, в заданном формате, персональный образовательный маршрут.

В рамках семинара работало пять тематических групп, структурированных по ключевым методам работы:

  • метод фокус-групп (модераторы: Сидоренко О.А., Хохлова Е.Э., Хабарова И.В.);
  • метод исследования действием (модератор – Толстова Е.П.);
  • метод экспертных оценок (модератор – Дайнеко Я.М.);
  • метод кейсов, предполагающий выявление профессиональных дефицитов педагогов на основе анализа образовательных результатов обучающихся (модераторы: Мартынец М.С., Глинкина Г.В.);
  • метод выявления профессиональных дефицитов педагога на основе рефлексии его профессиональной деятельности (модератор – Ильина Н.Ф.).

В течение двух дней семинара команды муниципальных методических служб на системном уровне ознакомились с несколькими методиками (от 2-х до 4-х), позволяющими выявлять профессиональные дефициты педагогов, а также научились использовать эти методики в конкретных рабочих ситуациях.

Финалом семинара стало проектирование семинара для заместителей директора общеобразовательных организаций по освоению методик выявления профессиональных дефицитов педагогов. Эти семинары должны быть пройти в муниципалитетах в течение апреля 2021 года.

Когда участники семинара подводили итоги двухдневной работы, они подчеркнули актуальность темы семинара, наметили план действий в муниципальной системе образования на ближайший период, поблагодарили организаторов и модераторов за то, что мероприятие помогло продвинуться в решении задач, стоящих перед муниципальной методической службой и системой образования региона в целом.

Но работа не прекращается: ждем следующего мероприятия, обеспечивающего разработку и реализацию индивидуальных маршрутов педагогов, а следовательно, и выход региональной системы образования на новый уровень качества!

Общее фото

IMG 2093 IMG 2082 IMG 2072 IMG 2105 IMG 2115 IMG 2127  IMG 2141 IMG 2143