Как превратить накопленный опыт в оформленную практику: механизмы акселерации в ходе работы с базовыми площадками Института

Разработка и реализация индивидуальных образовательных программ является одним из важнейших приоритетов для отечественного образования. К 2030 году таких программ в масштабах нашей страны должно быть не менее 900 тысяч.

При этом работники общеобразовательных организаций зачастую оказываются в затруднительном положении: как организовать индивидуализированную работу в системе, изначально ориентированной на стандартизацию, унификацию, массовизацию? Любой успешный прецедент становится ценным ориентиром. И любой собственный успех нуждается в специально организованном осмыслении, усилении, превращении в метод работы.

Именно поэтому Краевой ресурсный центр по работе с одарёнными детьми организовал текущий этап работы со своими базовыми площадками по разработке индивидуальных образовательных программ (далее – ИОП) для одаренных детей (школами № 7 и № 8 города Шарыпово и лицеем № 10 города Красноярска), во-первых, в режиме оформления их опыта в таком виде, который может быть использован коллегами; во-вторых, в режиме «акселерации» (роста) специалистов базовых площадок, сопровождавшей оформление. Безусловно, оформление производилось не в «абстрактном» режиме, а в расчёте на максимально реальную и актуальную форму представления практики – публикацию в «Региональном атласе образовательных практик» (далее – РАОП).

Сначала, 2 февраля 2021 года, состоялось установочное онлайн-занятие, в ходе которого, во-первых, представители площадок оформили достигнутые результаты в направлении разработки и реализации ИОП. Во-вторых, представители площадок и Краевого ресурсного центра по работе с одарёнными детьми совместно оформили такой подход к описанию практик для РАОП, который позволил бы коллегам из других школ и муниципалитетов понять модель деятельности и воспользоваться ею. В ходе занятия удалось определить основную специфику, целевую ориентацию работы с ИОП, разворачиваемой на каждой из базовых площадок: от целевой подготовки к конкретным интеллектуальным состязаниям до фактического формирования индивидуальной жизненной траектории, по отношении к которой интеллектуальные состязания становятся лишь инструментом.

И по окончании занятия базовые площадки начали оформлять модели своих практик для представления в РАОП, а специалисты Краевого ресурсного центра по работе с одаренными детьми адресно сопровождали эти разработки. Они не только давали развивающие комментарии к каждой новой редакции описания, но и предлагали варианты того, как переструктурировать описание, какие аспекты описываемых практик необходимо осветить, какие дополнительные факты представить, какие причинно-следственные связи выделить. И если в ходе первой итерации таких обсуждений базовые площадки представляли в основном «натуральные» и даже формально административные описания своей работы, которые могли убедить в её результативности, но не могли быть освоены иными субъектами в качестве инструментов деятельности, то к последней итерации сложились достаточно целостные модели школьной работы по организации ИОП той или иной направленности.

Описания этих моделей были поданы представителями базовых площадок для рассмотрения на предмет публикации в РАОП. Далее их оценит компетентная экспертиза. А сопровождение базовых площадок Института в режиме акселерации может быть распространено и на другие направления работы и типы программ.