Семинар КК ИПК «Программа развития Института на 2021–2023 гг.: дебютные идеи»

Коллективная разработка стратегии и программы развития нашего Института продолжается. Следующим этапом мероприятий, начатых в декабре 2020 года, стало проведение 13–14 января 2021 года семинара по программе развития Института на 2021–2023 гг.

Цель семинара – обсуждение дебютных идей программы развития Института на 2021–2023 гг., а также подготовка предложений сотрудников по доработке программы развития и согласование планов структурных подразделений на первое полугодие 2021 года. В первый день семинара, 13 января 2021 года, сотрудники знакомились с докладами представителей проектных групп Института, посвященных четырем заданным направлениям:

    1. «Смешанное обучение – наше будущее или навязчивая идея?» (Залега Ю.М.).
    2. «Программа развития личностного потенциала и проект "Вклад в будущее"» (Кузьмичева П.К.).
    3. «Коллективное обучение по индивидуальным образовательным программам» (Минов В.А.).
    4. «Индивидуализация содержания и технологий в работе с интеллектуально одаренными обучающимися» (Богданова О.Н.).

Работу первого дня семинара открыла ректор Института Елена Анатольевна Чиганова, которая отметила, что стремительные изменения нашей жизни неизбежно влекут за собой смену форматов работы с учителями и пересмотр функционала структур, а также она зафиксировала, что по итогам предыдущих сессий названы лишь направления развития. Далее ректор обозначила необходимость углубиться в содержание и преобразовать его в организационный план.

Затем последовали выступления докладчиков. Юлия Михайловна Залега в своем докладе «Смешанное обучение – наше будущее или навязчивая идея?» затронула вопросы изменения классно-урочной системы работы и включения ребенка в образовательный процесс, ответы на которые могут дать представленные в докладе модели смешанного обучения. Юлия Михайловна раскрыла концептуальные основы смешанного обучения. Из разнообразия моделей смешанного обучения (их более 40) она выделила четыре основные, охарактеризовав каждую из них:

  • «Перевернутый класс».
  • «Ротация станций».
  • «Ротация лабораторий».
  • «Модель гибкого обучения».

При этом несомненно: внедрение данных моделей и организация самого школьного пространства требует изменений. Также Юлия Михайловна обозначила различия в понятиях индивидуализации и персонализации обучения и те трудности, с которыми столкнулись школы, работающие в рамках проекта.

f6Полина Константиновна Кузьмичева выступала с докладом по программе развития личностного потенциала и проекта «Вклад в будущее». Полина Константиновна содержательно описала процессы, протекающие по ходу реализации программы, а также «подводные камни», с которыми столкнулись как организаторы, так и участники проекта. Основной же целью и ценностью проекта заявлена личность человека – каждого из участников образовательного процесса. Также был выдвинут ряд предложений по работе с направлением:

  1. Предложения сотрудникам:
    – режим проектирования и внедрения федеральной программы в крае;
    – включение в РОСК, обучение (модератор-тренер), сопровождение, тренировки;
    – расширение репертуара техник, инструментов.
  2. Предложения структурным подразделениям:
    – включение содержания и УМК проекта в программы ПК;
    – обмен подходами и технологиями по проблеме образовательной среды и уклада;
    – исследование среды школ для дальнейших преобразований.

f2Владимир Александрович Минов в своем выступлении затронул тему субъектно-субъектных связей и взаимодействий с позиции коллективного обучения по индивидуальным образовательным программам, особо подчеркнув, что за термином «субъект» в первую очередь стоят люди – участники образовательного процесса. Также Владимир Александрович поставил вопрос к размышлению: как сделать так, чтобы четыре взаимосвязанных процесса (обучение, клубная деятельность, производственная практика и управление) реализовались в индивидуальной образовательной программе обучающихся? В ходе выступления им был показан фрагмент репортажа Абаканского телевидения о летней методологической школе, которая состоялась в Краснотуранском районе, организованной на основе индивидуальных образовательных программ участников.

Завершился первый день работы семинара выступлением Оксаны Николаевны Богдановой на тему «Индивидуализация содержания и технологий в работе с интеллектуально одаренными детьми». Оксана Николаевна обозначила теоретические основания и практику разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для интеллектуально одаренных детей, а также основания и практику «расшколивания».

Был озвучен тезис об инструментальном различии индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ. В выступлении Оксаной Николаевной была подчеркнута важная тенденция: помимо учебных предметов в школьной программе, есть очень много направлений, которые в школе не преподаются, но выбираются детьми для изучения – и в этом случае также необходима индивидуальная образовательная программа.

Последний доклад вызвал полемику. Были заданы вопросы: какую задачу нам помогает решить индивидуальный учебный план? Как в рамках технологии справиться с проблемой, когда одаренный школьник сильнее учителя-предметника? Как решается проблематика возрастных и статусных противоречий и конфликтов? Почему мы говорим о индивидуальных образовательных программах ребенка, если их составляют педагоги, и какова роль других участников образовательного процесса?

Вопросы сложные, неоднозначные, требующие более обширного обсуждения, а возможно, и отдельного мероприятия.

Завтра планируется обсуждение докладов в структурных подразделениях и представление ректоратом дебютных идей программы развития.