Итоги первого дня сессии ККИПК «Аналитика – Тактика – Стратегия»: подразделения института планируют свою деятельность по основным направлениям его развития

Разработка стратегии и программы развития нашего Института продолжается и выходит на новый этап.

С начала нового учебного года пять творческих групп оформляли приоритетные направления его развития и строили соответствующие им модели деятельности. Каждая группа разрабатывала один из ключевых аспектов развития системы образования и связанные с ним меры по повышению квалификации специалистов. Группы находятся в поиске ответов на главные вопросы:

  • «Новая школа»: Как должно быть устроено, или как с наибольшей вероятностью будет устроено массовое образование в ближайшие 10–30 лет? Какой вклад в его становление может и должен сделать институт?
  • «Методическая работа»: Как меняются задачи методической работы в связи с перманентными изменениями в содержании образования и технологиях обучения? Какие формы должно принимать методическое обеспечение? Какую роль в нём должен играть институт на уровне муниципалитетов и отдельных школ?
  • «Политика качества института»: Каковы главные параметры качества в современном образовании? Как нужно обеспечивать их мониторинг? Какие конкретные меры для этого может и должен принимать институт?
  • «Разработка программ повышения квалификации»: Каким требованиям должны соответствовать эти программы? Какие потребности педагогов и управленцев они точно должны обеспечивать? Какой должна быть процедура их разработки, экспертизы и утверждения? Как программы сделать максимально качественными?
  • «Адресная помощь (в том числе, школам с низкими результатами)»: Как организовывать работу с конкретными образовательными организациями по выявлению у педагогов профессиональных дефицитов? Как оптимизировать работу с этими школами? Какие средства могут быть наиболее успешными в такой работе?

Творческие группы подготовили значительные наработки – комплексные представления о том, как нужно действовать и какие инструменты применять. Но ведь самое главное, чтобы эти представления были приняты конкретными подразделениями как ориентиры для собственной работы. Именно для этого 24–25 декабря 2020 года и была организована сессия «Аналитика – Тактика – Стратегия», на которой творческие группы должны были представить свои основные предложения к организации деятельности института, а подразделения, проведя внутренние совещания, решить, реализацию каких предложений они могут обеспечить. Принципиально, что эта сессия состоялась накануне Нового года: она должна была дать и повод для размышлений на предстоящих праздниках, и импульс для планирования своей деятельности в наступающем году

Первый день сессии, 24 декабря 2020 года, начался с установочных сообщений, обозначивших новые условия повышения квалификации в сфере образования. И.Б. Зубковская и А.В. Бутенко в своём выступлении обозначили спектр тех перемен в работе Института, которые были бы желательны, фактически возможны и неизбежны. В своем докладе они опирались как на результаты анкетирования сотрудников (всего в нем участвовали 50 человек), так и на новые тенденции в сфере повышения квалификации работников образования, особенности конкурентной среды. Ректор института Елена Анатольевна Чиганова, выступая с докладом, рассказала о тех задачах и направлениях развития, которые рекомендуются федеральным министерством в сфере повышения квалификации работников образования. Фактически создается такое положение, при котором от имени государства в этой сфере образования действуют два основных субъекта – институты профессиональной переподготовки и педагогические вузы, и каждому субъекту предъявляется свой список требований и показателей. Елена Анатольевна подчеркнула, что педагогические вузы по ряду параметров находятся в более выигрышном положении, что структуры повышения квалификации и профессиональной переподготовки зачастую оказываются не готовы решать задачи, поставленные именно перед ними. Следовательно, потребуется значительная перестройка в работе института: разработка новых программ повышения квалификации, перепрофилирование работы сотрудников, освоение новых профессиональных позиций. Один из ярких примеров: появилась необходимость развития у педагогов и управленцев аналитической компетенции, значит, нужна разработка и проведение соответствующих курсов, а затем обеспечение сопровождения в данной области профессиональной деятельности педагогических работников. Структуры, специально ориентированной именно на развитие аналитических компетенций, в Институте на данный момент нет. Следовательно, нужно определить, какие подразделения способны решать подобные задачи. Этот пример был далеко не единственным.

После того, как ведущие сессии убедительно показали необходимость, и более того, неизбежность перемен, лидеры творческих групп представили основные модели этих перемен, соответствующие тематике и задачам каждой группы:

Доклад группы «Новая школа» оказался максимально рамочным, в соответствии с содержанием работы этой группы. Были описаны основные принципы и целевые установки, на которых должно базироваться массовое образование, например: реализация экосистемного подхода, развитие личностного потенциала, формирование различных видов грамотности, применение персонализированной модели обучения, развитие социально-эмоционального интеллекта, создание личностно-развивающей образовательной среды/пространства и несколько других. Участники творческой группы предложили интересную мысль: каждая конкретная образовательная организация должна собирать собственную концепцию из этих принципов, как из деталей конструктора, комбинируя их в зависимости от ситуации и поставленных целей. При этом стержнем образовательного процесса остается базовая задача – ученик должен овладеть умением «распаковать» и реконструировать специально «упакованное» содержание образования. Группа предположила, что в новой школе уроки должны комбинироваться с иными формами образования, и по мере продвижения от начальной школы к старшей школе доля уроков должна уменьшаться.

Доклад группы «Методическая работа», напротив, был весьма конкретен. К важным представленным идеям стоит отнести выстраивание целостной «вертикали» методических объединений, работу которых возглавляет краевой методический совет. Новым, на наш взгляд, подходом к методическому обеспечению стала установка на выращивание новых образовательных практик и соответствующего им методического обеспечения, на разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов, на общий принцип супервизии как механизм методического сопровождения.

Группа «Политика качества Института» предложила делать акцент на инновации, их разработку и внедрение в конкретный образовательный процесс. В качестве ключевого инструмента для проведения такой политики группа предложила систему диагностики ключевых дефицитов учителей, которая могла бы реализовываться за счёт цифрового диагностического профиля.

Группа «Качество программ дополнительного профессионального образования» представила развернутую модель поэтапной разработки программ, включающую в себя несколько этапов экспертизы. Так, в качестве нового этапе, ранее не существовавшего в процедурах института, предлагается стартовый этап, осуществляемый еще на уровне идеи разработки программы и позволяющий определить, есть ли в ней «рациональное зерно», и дать базовые советы относительно его «выращивания». Группа также обозначила важный вопрос, требующий дальнейшей разработки: «Как сделать так, чтобы заказчик действительно принял на себя ответственность за реализацию программы, и эта ответственность удерживалась бы им в процессе взаимодействия?».

Группа «Адресная помощь» обсуждала не столько механизмы выявления дефицитов и их восполнения, сколько системные решения, повышающие качество образования: внедрение в практику образовательных организаций деятельностного подхода, получение их специалистами квалификации «тренера-технолога», способного работать с персональной образовательной ситуации конкретного ученика. Обсуждалась также индивидуальная наставническая работа с педагогами и управленцами.

После обсуждения докладов групп структурные подразделения Института обсудили, какие наработки, с одной стороны, сочетаются с их текущей деятельностью, с другой стороны, могут усилить эту деятельность, с третьей стороны, сами могут быть усилены и фактически реализованы за счёт данного структурного подразделения. В ходе обсуждений происходили консультации с руководителями творческих групп. Результаты обсуждения были представлены руководителями структурных подразделений на общем заседании. Большинство подразделений приняли как важный ресурс отдельные аспекты разработок, созданных творческими группами. При этом несколько раз отмечалось, что разработки требуют продолжения – доведения до состояния полноценных концепций и инструментов, что закономерно, т. к. группы работали сравнительно небольшое время. Крайне ценными оказались кооперации, выстроившиеся между творческими группами и подразделениями.

На этом первый день сессии завершился. Но предстоял второй день! О нём мы расскажем уже очень скоро. Следите за новостями нашего сайта!