Цель марафона в 2020 году – запуск изменений в деятельности педагогов, педагогических коллективов, необходимых для формирования функциональной грамотности, являющейся одним из ключевых показателей качества общего образования в международном контексте.

Педагогический марафон в этом году впервые проходит в дистанционном формате.

Первый, «Теоретический» этап марафона, продлился с 29 октября по 12 ноября в формате цикла вебинаров (подробнее).

Всего вебинаров было 12. Зафиксировано более 3-х тысяч подключений к участию в вебинарах за весь период проведения первого этапа Краевого педагогического марафона. Количество участников каждого из вебинаров было различным: от 150 до 400 педагогов и представителей образовательных организаций, специалистов ММС края. Тематика вебинаров, посвященных формированию функциональной грамотности, актуальна настолько, что многие становились участниками не одного, а нескольких вебинаров.

Ведущими вебинаров были как приглашенные лица, так и сотрудники КК ИПК.

Впервые для педагогических работников Красноярского края был организован подробный разговор о креативном мышлении как составляющей функциональной грамотности и «глобальных компетенциях» в методологии PISA. Ведущими этих вебинаров были сотрудники Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», эксперты международного исследования PISA-2021, руководители группы по креативному мышлению и группы по глобальным компетенциям проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности», Логинова Ольга Борисовна и Коваль Татьяна Викторовна. У слушателей была возможность получить информацию непосредственно от разработчиков проекта.

На вебинаре «Ресурсы и возможности для формирования финансовой грамотности» Сергей Дмитриевич Красноусов представил богатейший репертуар ресурсов (от «Смешариков» до серьёзных видео, кейсов, деловых игр и т. д.), которые можно использовать для формирования функциональной грамотности по любому запросу.

Варфоломеева Юлия Сергеевна и Деттерер Екатерина Евгеньевна вовлекли слушателей в активное обсуждение понятия «критическое мышление», его роли и места в формировании функциональной грамотности, а также возможности формирования критического мышления в основной и старшей школе.

Самым массовым по числу участников стал вебинар «Подходы к формированию математической грамотности». Его участники активно задавали вопросы и сразу же получали на них ответы. Слушателям понравился фрагмент практикума по идентификации заданий, направленных на формирование математической грамотности. Они получили представление о том, чем обучение на треке «Математическая грамотность» отличается от курсов повышения квалификации.

«Цифровая грамотность – новая реальность нашего времени». Ведущие этого вебинара Сенькина Елена Викторовна и Варламова Людмила Александровна рассматривали такие вопросы как встраивание цифровой грамотности в школьные процессы, «цифровые идеи» для школьных коллабораций или как легко и эффективно организовать совместную работу в облачных ресурсах.

Каждый желающий мог выбрать вебинар не только общего для всех содержания, но и относящийся к конкретной предметной области. «Развитие креативного мышления на уроках литературы: форматы заданий и техники работы». Его ведущая Ильина Евгения Борисовна в качестве примеров таких заданий использовала яркие и интересные фрагменты литературных текстов и кинофильмов. Екатерина Петровна Толстова на вебинаре «Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка» рассмотрела критерии для отбора текстов, способы работы с текстом на иностранном языке и предложила слушателям большое количество ресурсов и материалов по данной тематике. Ирина Владимировна Лаврентьева привлекла к участию в вебинаре представителей школ Красноярска и Норильска для представления из «первых рук» «Опыта реализации непрерывного естественно-научного образования в основной школе». Вебинар «Достижение планируемых результатов младших школьников при формировании цифровой грамотности» был адресован учителям начальной школы. Его ведущий, Мартынец Михаил Сергеевич, отвечал на вопросы, связанные с таким аспектом цифровой грамотности как цифровая безопасность. На всех, прошедших в рамках Педагогического марафона вебинарах, обязательно было представлено определение конкретной составляющей функциональной грамотности и то, какие ключевые умения обеспечивают её становление.

Благодарим всех, кто активно участвовал в работе первого этапа Педагогического марафона!

Обращаем Ваше внимание, что работу с материалами вебинаров можно продолжать.