В рамках реализации Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда «Вклад в будущее» состоялось обучение педагогических команд 11 образовательных организаций первой волны – участников программы.

Как становится понятно из названия, эта программа обеспечивает развитие личностного потенциала ребенка: помогает ему научиться управлять своими внутренними ресурсами (мышлением, эмоциями, способами деятельности), строить продуктивные взаимодействия с другими людьми, формулировать и ставить оптимальные цели, быть ответственным за собственную жизнь. В рамках программы каждый ученик получает возможность сформировать свою собственную (индивидуальную) траекторию вхождения в социум; максимально усилить и развить свои способности, решить психологические проблемы и затруднения. И как результат – психологическое здоровье и благополучие ученика, личностная зрелость и гибкость, гармонизация отношений с педагогами, родителями, друзьями в условиях непрерывных и быстрых изменений, происходящих как «внутри» взрослеющего человека, так и в окружающем его социуме.

Методика, на которой базируется программа, основывается на научной концепции личностного потенциала Д.А. Леонтьева (НИУ «Высшая школа экономики») и на средовом подходе в образовании. Кроме того, в рамках программы используются технологии социально-эмоционального и когнитивного развития детей. В целом перечень источников, на которых базируется программа, весьма обширен и представителен:

школа возможностей и педагогика достоинства А.Г. Асмолова (Российская академия образования);
теория социально-эмоционального развития Е.А. Сергиенко (Институт психологии РАН);
диагностика и проектирование личностно-развивающей образовательной среды В.А. Ясвина (МГПУ);
стратегическое проектирование в образовательной организации А.М. Моисеева (МГПУ).

Программа предполагает непрерывное сопровождение ученика на пути развития его потенциала (с 5 до 18 лет), при этом она учитывает его возрастные изменения и отчасти способствует их наиболее продуктивному протеканию. В рамках программы в процесс сопровождения вовлекаются все основные позиционеры, заинтересованные в развитии взрослеющего человека: его родители, педагоги и управленцы различных образовательных организаций, органы исполнительной власти в сфере образования, институты повышения квалификации и развития образования в регионах.

Но при всей многопозиционности программы её главным субъектом и движителем в рамках работы с конкретным обучающимся остаётся педагог, точнее, педагогическая команда. Именно поэтому становятся необходимы курсы повышения квалификации, позволяющие подготовить педагогов к решению задач работы с потенциалом учеников. Ключевыми аспектами этой подготовки стали, во-первых, обучение командной работе и становление базовой готовности работать не единолично, а в команде; во-вторых, «проживание» педагогами содержания и подходов к развитию потенциала на самих себе.

Именно для решения этих задач нашим Институтом была запущена программа повышения квалификации «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений». Эта программа рассчитана на 144 часа обучения и включает в себя четыре очных модуля, а также межмодульное обучение. Самый первый модуль погрузил участников в проблематику, связанную с личностным потенциалом как «способностью управлять своими способностями». Второй модуль, состоявшийся с 20 по 23 октября 2020 года в дистанционном режиме (на базе цифровой платформы Zoom), был посвящен уже системе условий и опор для развития личностного потенциала – личностно-развивающей образовательной среды творческого типа. Его содержательно-методологической основой стал подход к исследованию и созданию образовательной среды В.А. Ясвина, доктора психологических наук, профессора МГПУ.

В первый день педагогические команды – участницы модуля разбирались с пространственно-предметным компонентом образовательной среды и отвечали на вопрос: «Как объективные условия превратить в возможности?». В результате было представлено пять дебютных концепций организации пространства классных кабинетов и коридорных пространств.

Далее, педагогические команды начали погружение в тему «Социальный компонент личностно-развивающей образовательной среды» (ценности, нормы, характер и стили отношений). Начался этот такт работы с заключения соглашения о нормах и правилах взаимодействия внутри каждой группы. Такая работа оказалась весьма уместной, поскольку слушатели работали в заведомо смешанных группах (школьные педагоги и воспитатели детских садов из разных образовательных организаций), что, разумеется, создавало специфические трудности в организации взаимодействия и построения отношений, особенно в условиях онлайн-конференций. В рамках «Социального компонента ЛРОС» в режиме тренинга были проработаны, а точнее сказать – «прожиты» следующие темы: «Причины неправильного поведения детей» и «Стили педагогического общения».

Особый интерес слушателей вызвала тема «Социально-эмоциональный интеллект». Участники в течение третьего учебного дня учились распознавать свои собственные эмоции и эмоции окружающих, определять причины, порождающие эти эмоции, управлять эмоциональным состоянием как самого себя, так и партнеров по общению.

Заключительный день второго модуля посвящен организационно-технологическому компоненту – образовательным технологиям и линейке интеллектуальных продуктов Благотворительного фонда «Вклад в будущее»: учебно-методическим материалам по развитию личностного потенциала, социально-эмоционального интеллекта и универсальных компетентностей. Изменения трудно (а подчас и невозможно) внедрять в одиночку, поэтому в программе предусмотрен блок, в котором педагоги объединяются в профессиональные обучающиеся сообщества (ПОСы). Эти сообщества должны стать движителем изменений в образовательных организациях за счет определения общей цели, командного подхода к их достижению и объединения опыта и усилий.

Программа в значительной степени обеспечивает решение задач, обозначенных в национальном проекте «Образование», основных положениях Указа Президента России № 204 от 7 мая 2018 года, федеральных государственных образовательных стандартах.
Подробнее ознакомиться с программой можно здесь .

Следите за реализацией Программы по развитию личностного потенциала, включайтесь в неё – и содействуйте развитию своего собственного потенциала и потенциала ваших учеников!