Для работников образования, желающих сопровождать учеников при подготовке работы на Всероссийский конкурс «Высший пилотаж», 18 сентября 2020 года, в 14:00, проводится дистанционная экспертная сессия по направлению «Урбанистика». Её проводит кандидат географических наук, доцент, заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ, Евгений Евгеньевич Плисецкий.

Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в 2020/21 учебном году является региональным оператором Всероссийского конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». Непосредственным организатором конкурса в структуре Института является Краевой ресурсный центр по работе с одарёнными детьми.

Этот конкурс проводится НИУ «Высшая школа экономики» для учеников 9–11-х классов. Он предполагает включение ребят в полноценную научную, научно-практическую, исследовательскую деятельность: нахождение ими своих, то есть максимально близких им, интересных исследовательских тематик или проектных задач; их первоначальную проработку; представление этой проработки компетентным экспертам и получение от них замечаний и рекомендаций. Победители конкурса получают преимущества при поступлении в учреждения высшего образования наравне с победителями других интеллектуальных состязаний, входящих во всероссийские перечни.

Конкурс проходит по большому количеству номинаций – «на любой вкус». Здесь представлены как предметы общеобразовательной программы, так и многие современные практики (например, «Урбанистика», «Инженерное конструирование») и даже шире – способы организации человеком своей деятельности и занятости (прежде всего, «Предпринимательство»).

Ввиду огромного числа номинаций в каждом регионе нашей страны очная форма отборочного этапа оказывается возможна лишь по некоторым из них – тем, которые наиболее важны для данного региона и по которым в нём есть возможность собрать компетентное жюри. В нашем крае Региональный конкурс «Высшего пилотажа» в очном виде проходит по следующим направлениям: «Урбанистика: городское планирование», «Предпринимательство», «Технические и инженерные науки», «Математика», «Физика», «Химия», «Биология», «Computer Science». Готовые работы необходимо подать организатору до 15 декабря 2020 года. А очная защита работ перед компетентным жюри состоится во второй половине января 2021 года.

Все выбранные направления не только соответствуют ключевым задачам развития Красноярского края, но и весьма востребованы школьниками в связи с теми профессиональными траекториями, которые они конструируют сами для себя. Но перед многими педагогами встаёт вопрос: как же сопровождать проектную или исследовательскую работу учеников, связанную с такими дисциплинами, которым нет аналогов ни в урочной, ни даже во внеурочной деятельности?

Прежде всего, речь идёт об «Урбанистике». Это важнейшая современная научно-практическая дисциплина, позволяющая наилучшим образом организовать жизненное пространство людей как с точки зрения инфраструктуры, так и с точки зрения эмоционального комфорта. (Не секрет, что в одних районах города бывает намного комфортнее находиться, чем в других, в том числе соседних; а социологические исследования убедительно показали, что тип застройки, степень озеленения, облик дворов напрямую влияет на отсутствие суицидов среди подростков или, наоборот, на их неуклонный рост.) Решению подобных задач и должны быть посвящены конкурсные работы, подаваемые на данное направление. Но очевидно, что школьные предметы: «География», «Обществознание», «Математика» и прочие – могут дать лишь разрозненные представления, необходимые для полноценного урбанистического проекта. Как педагогу сопровождать исследовательскую работу своего ученика, если он сам владеет той сферой, которой посвящена работа, лишь на уровне интуиции и самых общих представлений? Тем более, что собственный предмет урбанистики очень легко спутать с предметом иных дисциплин, так или иначе описывающих и объясняющих жизнь современного города – от социологии и демографии до архитектуры и муниципального права.

Как же определить, какие проблемы относятся именно к урбанистике и какие сюжеты в рамках этих проблем имеет смысл взять в разработку? На этот вопрос и многие смежные с ним вопросы как раз и призвана ответить экспертная сессия, которую проведёт Евгений Евгеньевич Плисецкий! Этот учёный не только является автором статей, посвященных актуальным для Красноярского края вопросам, связанным с развитием городов, в которых происходит «отток» населения, или, наоборот, с инновационными решениями для зон нового хозяйственного освоения; не только является заместителем директора Института региональных исследований и городского планирования «Высшей школы экономики» и заместителем декана на факультете городского и регионального развития этого же вуза – он сам является практиком в сфере управления городским пространством в качестве муниципального депутата округа Марьина Роща в г. Москва. Очевидно, что его подход к проектам в области урбанистики (в том числе к ученическим работам) будет сочетать в себе теоретическую строгость и системность с прагматическими представлениями о потребностях и возможностях.

В ходе экспертной сессии Евгений Евгеньевич расскажет об особенностях сопровождения школьников при подготовке конкурсной работы, о том, как выбрать тему, какие источники использовать, как определить предмет исследования, как отличить вопросы урбанистики от смежных вопросов и в то же время как использовать данные смежных наук в урбанистическом исследовании. Ему можно будет задать вопросы, касающиеся уже конкретных, сформировавшихся идей исследований.

К участию в экспертной сессии приглашаются все педагоги, планирующие сопровождение исследовательских работ своих учеников в сфере «Урбанистика», а также все специалисты управленческого звена, желающие развернуть на базе своей образовательной организации подготовку ребят к конкурсу «Высший пилотаж» по соответствующему направлению. Кроме того, приглашаются родители, которые, согласно положению о конкурсе, также могут стать руководителями исследовательских работ своих детей.

Экспертная сессия начинается в пятницу, 18 сентября 2020 года, в 14:00 (по красноярскому времени!). Для участия в ней необходимо пройти по ссылке в Zoom: https://zoom.us/j/8112148226.

Ждём вас на экспертной сессии и ждём работ ваших учеников, которые не только победят в конкурсе «Высший пилотаж», но и сделают поселения Красноярского края лучше и комфортнее.