Начался новый учебный год и, соответственно, – учебный процесс в нашем Институте. Теперь курсы повышения квалификации реализуются как в дистанционной, так и в очной форме.

И в любом случае ведущие курсов делают особый акцент на дистанционных формах обучения, соответствующих рассматриваемой теме или проблематике курса, будь то задачи углубленного изучения предмета, развития метапредметных компетентностей, воспитания, вовлечения учеников в современные практики.

Заслуживает внимания высочайший интерес слушателей к курсам и, в частности, к представляемым на них дистанционным образовательным технологиям. Анкетирование по итогам прохождения курсов – это неотъемлемая часть работы в процессе повышения квалификации. Достаточно часто в прежнее время работникам Института приходилось получать и лестные отзывы, и полезные идеи для развития курсов. Но сейчас таких отзывов оказывается особенно много. Это можно объяснить, с одной стороны, тем, что новые требования к работе педагогов, порожденные коронавирусной пандемией, сделали их запрос на повышение квалификации особенно острым и личностно значимым, а с другой стороны, тем, что специалисты нашего Института подготовили курсы, максимально отвечающие запросам слушателей.

Во второй половине августа 2020 года состоялось несколько курсов повышения квалификации работников образования. В их числе были:

  • курс Елены Александровны Борзенко «Основы смешанного обучения в предмете "Английский язык"» (прошел в несколько циклов);
  • курс Ивана Александровича Логинова «Освоение технологии промышленного дизайна и робототехники средствами кейс- метода в условиях реализации Концепции преподавания предметной области "Технология"»;
  • курс Ивана Александровича Логинова «Технологическое образование в начальной школе: от игры к проекту».

Стоит привести самые яркие отзывы, полученные по итогам этих курсов:

Отзывы по курсу Е.А. Борзенко «Основы смешанного обучения в предмете "Английский язык"»

– «Полезной оказалась площадка Trello. Полезные словари» (это упомянули очень многие слушатели).

– «Основы смешанного обучения "Перевернутый класс" запали в сердце больше всего» (тоже многократно упоминалось как ценное приобретение, полученное на курсах).

– «Большое количество полезных ресурсов» (это качество курсов слушатели особенно оценили; один из них при этом отметил, что количество ресурсов оказалось даже избыточным, но другие подчеркнули, что при большом количестве информации «есть, из чего выбирать»).

– «Особенно интересны были примеры онлайн-игр с детьми на уроке при усвоении лексики».

– «Больше всего понравились ресурсы для учащихся начальной школы, так как соответствует специфике моей работы; также понравилось, что некоторые ресурсы мы смогли опробовать в роли учащихся».

– «Материал представлен преподавателями очень интересно, сразу мотивирует применить полученные знания на уроках» (о том, что полученные знания сразу хочется использовать на практике, также писали очень многие слушатели).

– «Все отлично, хотелось бы более подробно попробовать на себе всю информацию (из-за нехватки времени было достаточно сжато)».

– «Сделать курс более практичным для обычного учителя обычных учеников в обычной школе, больше времени посвятить вещам, которые этот учитель действительно сможет воплотить у себя на уроках».

– «Очень информативно и познавательно, хотелось бы самим попробовать разработать план урока по моделям смешанного обучения».

– «Хотелось бы больше практики, в плане разработки собственного урока с применением изученных технологий и его разбор с преподавателем».

– «Хотелось бы поучиться на курсе общей методики английского языка (коммуникативной) у этого же состава и/или такого же рода практикующих педагогов».

– «Курсы поспособствовали повышению мотивации к работе в новом учебном году. Так как я молодой специалист с относительно небольшим опытом преподавательской деятельности, полученная информация оказалась крайне полезной для меня. Материалы на занятиях были наглядными и понятными, а взаимодействие и практика с ними – интересной и увлекательной. Мы узнали много новых источников, которые можно использовать в образовательном процессе, чтобы сделать его более эффективным. Суть смешанного обучения была объяснена доходчиво и подробно. Преподаватели преподносили тему с энтузиазмом и желанием помочь, за что им большое спасибо. С удовольствием посещу другие курсы в КИПК!».

– «Очень познавательно и интересно, но уровень исходной подготовки возрастных преподавателей не позволяет выдерживать предложенный темп восприятия материала. Очень жаль, что огромное количество наработок преподавательского состава курсов без индивидуального самоуглубления с индивидуальным темпом практически невозможен. Но все было супер-интересно!!! Преподаватели пытались оказывать посильную помощь».

– «Я бы провела мониторинг (хотя бы через год), что в школах используется из освоенного в рамках курса».

– «Одну тему выбрать трудно, так как это был тот редкий случай, когда актуально и полезно было всё!!!».

Отзывы говорят сами за себя. И всё-таки нельзя не подчеркнуть несколько моментов. Курсы оказались предельно ориентированы на практику – настолько, что слушатели встали перед необходимостью разработки новых, собственных моделей уроков и образовательных программ, в которых материал курса был бы востребован. Но такой разработке ещё нужно обучиться – и заказ именно на такое обучение слушатели фактически и представили в своих отзывах. Кроме того, педагоги обозначили запрос на увеличение времени для «проживания» ряда педагогических технологий, на индивидуализацию учебного процесса (в том числе в соответствии с возрастными особенностями), на разработку новых курсов ПК, охватывающих все основные вопросы обучения иностранным языкам и основанных на тех же принципах стройности подачи, доступности, избыточного материала, практических проб. Ценно, на наш взгляд, и предложение провести мониторинг: какие новации из тех, что были представлены в ходе курса, действительно начали использоваться педагогами в их практике.

В отзывах по курсам, проведенным И.А. Логиновым, в основном отмечается значимость освоения конкретных технологий, притом не педагогических, а «базовых», которые должны быть изучены и опробованы школьниками: «Работа с графическим редактором», «Работа с 3D-принтером», «Работа с программным обеспечением», «Робототехника», «Программирование робота», «Технология мультипликации» (в том числе мультипликационные игрушки), «Занятие бумагопластикой», «Создание подарочной упаковки». Но были даны и более развернутые отзывы по поводу методов преподавания и практической применимости полученных знаний:

– «Курсы очень полезные. Научилась работать с роботами, хотя раньше с ними в работе не сталкивалась. Буду продолжать знакомство, так как в нашей школе есть специалисты по робототехнике».

– «Курс организован хорошо, хотелось бы посетить и остальные три направления в будущем».

– «Продумать преемственность дистанционной работы и очной».

– «Понравилось, что была очная часть и возможность выполнить итоговую работу в реальном времени, а также возможность увидеть итоговые работы коллег. Хотелось бы иметь возможность познакомиться не с одним модулем, а с несколькими».

– «Спасибо Н.К. Князевой за интересную подачу материала: учитель сразу может применить свои знания в школе на уроках. Спасибо И.А. Логинову за организацию данного курса!».

– «Побольше бы таких курсов с практикой. Спасибо!».

– «Курс очень интересный: много практических занятий, множество работ выполнила, всё получилось, благодаря прекрасному педагогу Оксане Богдановне Сердюк, которая очень внимательно и чутко понимала, что нужно и в какой момент!».

Эти отзывы (так же, как и предыдущие) говорят сами за себя и не требуют комментариев. Заметим только: для ряда педагогов стало открытием, что робототехнику можно успешно использовать в основном общем образовании для формирования как предметных знаний, так и метапредметных компетенций; очень многие слушатели в качестве базового достоинства курса отмечали большой объём практической работы, дающей возможность опробовать и превратить в инструмент полученные знания в режиме «здесь и сейчас». Отдельная важная рекомендация была дана относительно выстраивания более очевидной связи между очным и дистанционным этапами курсов. Ряд преподавателей, проводивших курсы, получили от слушателей особые благодарности.

Надеемся, что и последующие курсы под руководством специалистов нашего Института будут столь же ценными и результативными для слушателей, заслужат высокие оценки и получат важные рекомендации для своего развития!