Региональный центр финансовой грамотности КК ИПК активно занимается реализацией подпрограммы «Повышение уровня финансовой грамотности населения» в рамках государственной программы Красноярского края «Управление государственными финансами». 

Целю этой деятельности является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ, средних профессиональных и высших учебных заведений), содействие формированию у них разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности защиты прав граждан как потребителей финансовых услуг. 

В соответствии с положениями подпрограммы весной 2020 года были проведены два мониторинга с целью определения организаций, реализующих программы обучения финансовой грамотности и дальнейшей разработки системы взаимодействия с этими организациями:

1.Мониторинг организации изучения основ финансовой грамотности в рамках образовательных программ общеобразовательных организаций.

2.Мониторинг организации изучения основ финансовой грамотности в рамках образовательных программ организаций среднего профессионального образования, подведомственных министерству образования Красноярского края.

В опросах приняли участие респонденты из 402 муниципальных общеобразовательных учреждений и 50 организаций среднего профессионального образования. 

Согласно полученным данным от общеобразовательных организаций в регионе изучение основ финансовой грамотности осуществляется на всех уровнях общего образования (дошкольное, начальное, основное, среднее общее образование). Чаще всего изучение предмета проводится в 7-х классах (107 ответов респондентов), 8-х классах (162 ответа), 9-х классах (137 ответов), в 10-х классах (129 ответов) и в 11-х классах (94 ответа). 

В большинстве случаев опрошенные отметили, что изучение основ финансовой грамотности организовано во внеурочной деятельности – 51,1 % (205 участников); в виде отдельного курса, дисциплины (модуля) за счет части учебного плана – 44,6 % (179 участников); в интеграции с другими предметами – 31,4 % (126 участников).

Большинство участников опроса применяют готовые методики ЦБ РФ, Минфина РФ, Сбербанка РФ. К иным методикам относят материалы издательства «Просвещение», Сельхозбанка, индивидуальные разработки педагогов, методику Монтессори, образовательные проекты ПАКК. 

В рамках данного мониторинга также выявилась значимость для общеобразовательных организаций методических материалов, выставленных на сайте РМЦ и ММЦ, полученных при освоении программ повышения квалификации по основам финансовой грамотности в КК ИПК, информации, размещенной на сайте проектов «Дружи с финансами», «Хочу. Могу. Знаю». Отвечая на вопрос, с какой методикой было бы интересно более подробно ознакомиться, респонденты отмечают кейс-метод, указывают на опыт других школ, финансовые и коммуникативные бои, авторские методики преподавания и прочее.

Что касается организаций СПО, то в 49 из 50 организаций осуществляется обучение основам финансовой грамотности, причем как отдельная учебная дисциплина она изучается в 26 организациях СПО; как модуль учебной дисциплины – в 6 организациях; в интеграции с другими учебными дисциплинами (математикой, обществознанием, основами экономики, основами права, основами предпринимательской деятельности) – в 17 организациях.  Участники опроса отмечают наибольшую заинтересованность студентов в следующих темах: личное финансовое планирование, банковские услуги, пенсии, а также налоговые обязательства, страхование, инвестирование денежных средств. Чаще всего респонденты из организаций СПО ссылаются на применение методики Сбербанка (14 ответов), Центрального банка РФ (13 ответов). К иным методикам (менее распространенным, но применяемым в обучении студентов) можно отнести материалы издательств: «Просвещение» (5 ответов), «Дрофа» (5 ответов), «Вита-пресс» (3 ответа).

Данные двух проведенных мониторингов показывают, что в целом в регионе изучение основ финансовой грамотности в рамках образовательных программ осуществляется на всех уровнях общего образования и на уровне среднего профессионального образования. В отдельных случаях требуется оперативное решение стоящих перед образовательными организациями проблем (включение основ финансовой грамотности в образовательную программу (при отсутствии); обеспечение материально-техническим и методическим ресурсом педагогов). В перспективе важно понять степень обученности педагогов финансовой грамотности и их готовности внедрять предмет в практическую деятельность.

Вместе с тем, опираясь на уже имеющийся в регионе опыт изучения основ финансовой грамотности, важно отметить, что образовательные организации нуждаются в поддерживающих мероприятиях по обмену опытом в рамках реализации основ финансовой грамотности в образовательных программах, мероприятиях, направленных на развитие компетенций и навыков в сфере преподавания финансовой грамотности (семинарах, круглых столах, мастер-классах), мероприятиях по внедрению в практическую деятельность образовательных организаций материалов и образовательных программ по финансовой грамотности (проектных семинарах, конференциях).

Региональный центр финансовой грамотности КК ИПК выражает благодарность образовательным организациям, принявшим участие в мониторингах.