Александр Анатольевич Попов, доктор философских наук, заведующий научно-исследовательским сектором открытого образования ФИРО РАНХиГС, заведующий лабораторией компетентностных практик образования ИСП МГПУ, президент Ассоциации лидеров практик неформального образования и постоянный участник ежегодной конференции «Современная дидактика»,   1 июля 2020 года  проведёт очередную открытую онлайн-лекцию, посвященную распространённым формам деятельностного образования, по теме «Что такое на самом деле проектно-исследовательская деятельность в образовании и в подготовке кадров?».

Это уже не первая публичная лекция, в которой А.А. Попов в режиме онтологического и структурно-деятельностного анализа разбирает «модные» педагогические формы с точки зрения их концептуальных оснований и фактических моделей осуществления. Напомним, что месяц назад предметом его рассмотрения стали индивидуальные образовательные программы, и в подготовке  лекции ему помогли руководитель Краевого ресурсного центра по работе с одарёнными детьми в структуре КК ИПК О.Н. Богданова и старший преподаватель данного центра М.С. Аверков.

На этот раз предметом анализа А.А. Попова станет форма, ещё более распространённая, постоянно упоминаемая, закреплённая во ФГОС и ставшая неотъемлемой частью фактического образовательного процесса – проектная деятельность. (Автор принципиально не употребляет понятие «учебный проект», кроме как по отношению к очень конкретным разновидностям этой формы, и почему именно – станет ясно в ходе лекции.)

Предполагается, что именно благодаря проектной деятельности ученик может сформировать у себя субъектную позицию, приобрести способность к самоорганизации, оформить устойчивый познавательный интерес. Но до сих пор проектная деятельность как часть образовательного процесса вызывает многочисленные вопросы. Во-первых, она часто упрощённо понимается и неправильно организуется. Подготовка проекта в школе сводится к написанию проектной заявки или к выполнению заданий учителя. Во-вторых, даже когда ученики сами предлагают идею, разрабатывают план, реализуют его вместе с учителем, бывает так, что ни субъектность, ни самоорганизация у них не становятся выше.

Возникают вопросы: по какой норме должна быть организована проектная деятельность в образовании? Может быть, существует несколько видов и норм такой деятельности? Наконец, в рамках какой онтологии возможно проектирование в образовательном процессе как инструмент работы с субъектностью? 1 июля А.А. Попов постарается ответить на эти вопросы.

В первой части он расскажет о моделях проектной деятельности, сложившихся в рамках системомыследеятельностного подхода. Особое внимание спикер обратит на то, какое место в них занимает субъект.  Во второй части он представит «лестницу» подходов к учебно-проектной деятельности: от использования в качестве частного дидактического инструмента – до системообразующей роли в образовательном процессе. Отдельная интрига: на какой ступени А.А. Попов разместит практику Джона Дьюи, «отца» проектного подхода в образовании? Третья часть будет посвящена успешным примерам (кейсам) того, каким образом удавалось выстроить проектную деятельность в образовании, чтобы благодаря ей происходило именно становление субъектности. Сразу поясним: все эти прецеденты соответствуют «нетрадиционному» проектированию (по терминологии В.М. Розина) и состоялись в рамках практик открытого мыследеятельностного образования. Особое внимание спикер уделит использованию проектной деятельности в образовании взрослых (в процессе становления или развития профессиональных квалификаций). Это должно вызвать особый интерес у сотрудников нашего Института.

Как и в случае с лекцией об индивидуальных образовательных программах, в подготовке материала спикеру помогает старший преподаватель Краевого ресурсного центра по работе с одарёнными детьми М.С. Аверков.

Приглашаем к участию всех желающих: вы сможете не только получить профессиональные знания и придумать новые идеи для ведения занятий (для школьников и для взрослых), но и понять, в каких проектах стоит поучаствовать вам и вашим детям, чтобы решить важные задачи развития.

Лекция состоится в 11:00 по московскому (15:00 по красноярскому) времени. Для участия в ней необходимо пройти по ссылке: https://youtu.be/oXvhlE9e7qE