20 мая 2020 года Институт развития образования Забайкальского края провёл III межрегиональную научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы развития профессионального образования», на которой были рассмотрены актуальные проблемы образования, связанные с нынешними стремительными изменениями конъюнктуры на рынках труда и новыми задачами, открывающими новые перспективы перед профессиональными образовательными организациями. Участники конференции обменялись инновационными образовательными разработками: образовательными технологиями (конечным продуктом исследований) и опытом/процедурами их создания.

ККИПК также представил на этой площадке свои технологические достижения: Иван Александрович Логинов, и.о. зав. кафедрой дисциплин естественно-научного цикла и методик их преподавания, и Оксана Николаевна Богданова, зав. краевым ресурсным центром по работе с одаренными детьми, выступили с докладом «Конструирование пакета дополнительных профессиональных программ для педагогов, реализующих предметную область “Технология”», отражающим результат многолетних разработок Института и курируемых им образовательных организаций.

Доклад был представлен в ходе образовательного митапа (то есть, встречи людей, занимающихся схожими вопросами, неформальным обсуждением общих проблем, взаимным развитием, установлением полезных контактов) «Модели повышения квалификации управленческих и педагогических работников по вопросам реализации основных общеобразовательных программ с учетом ФГОС общего образования и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей)». Сама эта тема предполагает обсуждение достаточно острых вопросов, прежде всего, связанных со сменой специалистами базовых установок и моделей деятельности, с переходом от трансляции знаний к организации самостоятельной работы учеников по их освоению. Но даже на этом фоне доклад И.А. Логинова и О.Н. Богдановой поставил весьма острые и принципиальные вопросы: как обеспечить работу с базовыми установками и компетентностями учеников, необходимыми для освоения области «Технология» еще в младшем школьном возрасте, как перевести педагогов в проектно-целевой режим деятельности. Данная дисциплина должна не просто предоставлять детям специальные знания, которые когда-нибудь потом могут быть использованы, а обеспечивать для них пробы в технологической и технологически организованной деятельности (в зависимости от возможностей школы и особенностей возраста обучаемых). Выступающие показали, что подготовка педагогов к подобной работе должна происходить в командном режиме, а ключевыми методиками должен быть метод кейсов (разработки решений для предложенных профессиональных ситуаций) и создание педагогических проектов на основе конкретных условий и целей в режиме «здесь и сейчас». Еще одним обязательным условием должна быть организация коммуникации и обмена опытом между педагогами.

Доклад вызвал оживленную дискуссию. Один из вопросов был таким:

– На Ваш взгляд, должно ли измениться содержание программ дополнительного профессионального образования в связи с реализацией предметных концепций?

О.Н. Богданова: «Конечно, должно измениться. На мой взгляд, результатом освоения педагогом дополнительной профессиональной программы в рамках любой из предметных концепций должна стать ориентация всех его действий на обеспечение образовательного результата ученика. И наиболее сложно сориентироваться на результат предметной области «Технология»: инструментов его оценки, по сути, пока нет. Единственным способом позиционировать результат проектно-исследовательской деятельности, хотя бы на уровне принятия участия, становится включение учеников в какой-либо из перечневых мероприятий технологической направленности, обозначенных в приказе Министерства просвещения РФ от 24 июля 2029 года №390. Но в любом случае, содержание процесса повышения квалификации должно проектироваться только с связи с необходимым результатом для обучающегося. Это позволит педагогическим работникам работать на результат школьника  и объективно оценивать свои достижения».

Следующий вопрос: «Исходя из чего в вариативной части программы для начальной школы определены именно такие направления (темы), связанные с предметом «Технология», а не какие-то другие? Насколько педагоги готовы осваивать содержание этой программы? Есть ли в начальных школах условия для реализации нового содержания предмета «Технология?».

О.Н. Богданова: «Вариативная часть программы была сформирована на основе тех направлений, которые уже регулярно выбирались педагогами для работы. Сами педагоги сделали свой выбор в пользу проектного режима освоения предмета «Технология», и определили, какой материал (какие посильные детям технологические разработки) станет наилучшей основой для освоения этого предмета как основы практической деятельности. Безусловно, они предлагали те виды деятельности, которые были осуществимы за счёт ресурсной базы их образовательных организаций и их муниципалитетов, а также на основе их базовой квалификации. При этом, конечно же, в дальнейшем возможна разработка новых вариативных модулей, которые позволят ребятам освоить другие технологии, перспективные в современном мире. Готовность педагогов осваивать представленную программу ПК подтверждается их собственными заявлениями, сделанными в рамках процедур муниципального заказа. Одновременно в школе и в муниципалитете была проведена необходимая работа по управлению квалификацией учителя и разработке образовательных программ, из которых складывается предметная область «Технология».

Коллеги из других регионов по достоинству оценили модель работы, представленную И.А. Логиновым и О.Н. Богдановой, и намерены использовать её в собственной работе. А их вопросы могут стать отправными точками для новых направлений в разработках Института.