19 мая 2020 года состоялся урок-мастер-класс по теме «Работа с задачами на занятиях по предметам общественно-научного цикла: прохождение основного материала и подготовка к интеллектуальным состязаниям», проведённый Михаилом Сергеевичем Аверковым, старшим преподавателем краевого ресурсного центра по работе с одарёнными детьми ККИПК. На занятии приняли участие школьники 8–11 классов, педагоги, а также студенты – будущие учителя истории.

Цель занятия – продемонстрировать возможности использования задачного метода работы с предметным содержанием на уроках истории, с одной стороны, для усвоения школьниками знаний, с другой – для реализации их личных целей: от успешного написания контрольной работы до участия в конкурсах научных работ и во всероссийских олимпиадах. Такая модель организации урока была апробирована на примере темы «Отмена крепостного права». Данная тема, казалось бы, хорошо известна, подробно описана учёными-историками, её изучение методически обеспечено различными источниками. Однако эта тема нередко становится одной из самых проблемных при выполнении обучаемыми олимпиадных заданий и при сдаче выпускниками ЕГЭ, поскольку содержит большое количество дат, имён, названий, научных терминов, фактов, которые школьники часто путают между собой: какие комитеты и когда были созданы, что чему предшествовало в хронологии событий, чем различаются губернские комитеты и Редакционные комиссии, кто такие временно обязанные крестьяне, кому и чем они были обязаны и т. п. Отсюда регулярные ошибки, поражения в олимпиадах, снижение баллов ЕГЭ, низкие оценки по контрольным работам. А ведь это важнейшая тема для понимания нашей истории и освоения классических и современных моделей управления!

Сначала выяснили, в чем состоит задачный подход к проведению уроков, затем ведущим был предложен краткий обзор ключевых фактов, связанных с отменой крепостного права в России. Кульминация занятия – решение участниками задач, связанных с этой темой. Было предложено 6 типов задач в соответствии с возможными персональными целями учеников: участие в олимпиадах или в конкурсах исследовательских работ, получение высокого балла в ЕГЭ, использование темы урока для творчества или принятия решений, успешное написание контрольной работы и получение положительной итоговой оценки в аттестат. Участники сами выбирали задачи и предлагали способы их решения. Подробнее с предложенными задачами и опорными материалами можно познакомиться в презентации к занятию.

К сожалению, технические неполадки периодически создавали трудности в проведении занятия, поэтому ведущему пришлось ограничиться рефлексией участников по поводу того, какие первые шаги стоит предпринять для решения выбранных ими задач. Была достигнута договоренность, что варианты решения будут позднее отправлены спикеру по электронной почте, и он обеспечит обратную связь.

В конце занятия М.С. Аверков описал те направления и методы самоподготовки, которые будут полезны для каждого типа целей, определённых для себя школьниками. Воспользовавшись принципом свободного микрофона, участники предложили продолжить подобные занятия в форме краткого дистанционного курса, отдельных занятий на материале других тем по истории, мастер-классов по организации исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и для начинающих педагогов.

Акция «Помоги Учителю» продолжается! Следите за нашими новостями, мы ждём вас на наших мероприятиях!