Министерство образования Красноярского края (далее – министерство) информирует об особенностях реализации предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования) и учебного предмета «Родная литература» (уровень основного общего образования).

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (утверждены соответственно приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 и от 17.12.2010 № 1897), письмом министерства от 02.04.2019 № 75-3433  «О направлении рекомендаций по введению обязательных учебных предметов в 2019/20 учебном году» с 01.09.2019 года во всех общеобразовательных организациях Красноярского края в учебные планы как обязательные для изучения введены предметные области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» с 1 класса на уровне начального общего образования, «Родной язык и родная литература» с 5 класса на уровне основного общего образования.

Министерством в  адрес руководителей образовательных организаций были направлены методические рекомендации, разработанные краевым государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» для введения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования.

В связи с тем, что на официальном портале государственной информационной системы «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» Минпросвещения России http://fgosreestr.ru (далее – «ФГОС Реестр») примерная рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования была опубликована с задержкой, образовательные организации самостоятельно, в рамках своих полномочий, основываясь на данной программе, разработали рабочие программы учебного предмета «Родной язык (русский)» (уровень начального общего образования).

Примерные рабочие программы «Литературное чтение на родном языке (русском)», «Родная литература (русская)» для изучения на уровне начального общего образования, основного общего образования соответственно, официальный портал «ФГОС Реестр» в данный момент не содержит. Минпросвещения России продолжается вестись работа по разработке рекомендаций по введению данных учебных предметов.

В связи с вышеизложенным считаем целесообразным на второе полугодие 2019/20 учебного года внести изменения в учебные планы относительно учебных предметов «Литературное чтение на родном языке», «Родная литература», предусмотрев их обязательное изучение на уровнях начального общего, основного общего образования соответственно, но в более поздних классах (например, 2-4, 6-8). Освободившиеся часы предлагается распределить на другие учебные предметы, не нарушая требований СаНПин в части максимально допустимой нагрузки. 

Также следует отметить, что образовательные организации, приступившие к реализации учебного предмета «Родной язык (русский)» (уровень начального общего образования) без учета размещенной на официальном портале «ФГОС Реестр» примерной рабочей программы, вправе продолжить его реализацию в соответствии с разработанной ранее рабочей программой.

Министерство также предлагает ознакомиться с методическими, содержательными и правовыми аспектами учебного предмета «Родной язык (русский)», представленными в рамках публичных слушаний «Правоприменительная практика законодательства об образовании: основные проблемы и пути их решения» 25 сентября 2019 года. Участникам слушаний представлены актуальные вопросы преподавания в школах Красноярского края родных языков, в том числе связанные с разработкой рабочих программ, учебных планов, а также с особенностями приема и обеспечением учебной литературой. Презентационные материалы, в том числе видеозапись слушаний, опубликованы на сайте krasobrnadzor.ru, а также по адресу https://clck.ru/KRvM8).