13 ноября 2019 | Автор: Богданова Оксана Николаевна

В г. Лесосибирске 30-31 октября 2019 года состоялась интенсивная школа для одаренных школьников, направленная на их подготовку к олимпиадам по учебным предметам «История» и «Литература».

В этом мероприятии приняли участие 50 школьников 8-11-х классов, которые являются победителями и/или призерами предметных олимпиад либо планируют принять участие в олимпиадах, чтобы проверить собственные способности, обновить свой образовательный опыт, приобрести новые возможности  для получения профессионального образования.

Интенсивную школу проводили сотрудники Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: Елена Юрьевна Долгодворова, старший преподаватель кафедры общественно-научных дисциплин и методик их преподавания, и Екатерина Игоревна Шевчугова, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарного образования и семейного воспитания. 

В каждом из предметно-содержательных направлений интенсивной школы был реализован автономный образовательный процесс:

1. Основным процессом исторического направления стал тренинг по решению основных типов олимпиадных заданий различного уровня, реконструкции механизмов рассуждения, позволяющих успешно выполнить задания данных олимпиад. Школьники совместно с ведущими тренинга учились анализировать источники, относящиеся к различным историческим сюжетам (от призвания варягов до начала правления Ивана Грозного); работали с концептуальными высказываниями отечественных историков и учились соотносить суждения с их авторами; осваивали основные принципы и методы работы с исторической картой как источником знания (по всем периодам отечественной истории – с древнейших времен до конца XX века).

2. Основным процессом литературного направления стал практикум по анализу и интерпретации разнообразных литературных текстов, включавший при этом в себя элементы лекционных занятий, деловых игр и иных образовательных форматов. В ходе работы удалось определить основные пробелы, имеющиеся у школьников в работе с литературными текстами, наметить содержательные направления их образовательного продвижения в сфере литературы. Специально была проанализирована олимпиада «Ломоносов»  как с точки зрения содержания, так и с точки зрения структуры заданий.

Результатами проведенной интенсивной школы стало: 

 знакомство школьников с актуальными федеральными перечнями олимпиад и определением тех олимпиад в данных перечнях, которые в максимальной степени соответствовали бы их персональным интересам и потребностям;

 анализ основных типов олимпиадных заданий и реконструкция тех моделей рассуждений, которые позволяют успешно выполнять данные задания;

 освоение школьниками способности работать с текстом (в том числе за счёт обобщения навыков такой работы), анализировать общественные явления в их динамике (формы налогообложения, становление крепостного права в Московской Руси и т.п.), способности атрибутировать автора текста, сжато излагать его позицию по тому или иному вопросу, работать с картой как  инструментом познания;

 построение дальнейших планов образовательного продвижения школьников;

 предоставление школьникам оптимальных перечней литературы и интернет-ресурсов для самоподготовки;

 освоение учениками сущности олимпиадного движения и определение его в качестве личностно значимого ресурса.

Краевой ресурсный центр по работе с одаренными детьми продолжает проведение подобных образовательных мероприятий в других муниципальных образованиях Красноярского края, а также позиционирует интенсивную школу как продуктивный формат для подготовки школьников к участию во всероссийских предметных олимпиадах.