Деятельность

Институт


13 Декабря 2018 Гражданин и навыки будущего. На конференции в ИПК предложили новый подход к системе управления воспитанием и гражданским образованием
Автор: Ксения Голубь   

Конференцию открыли представители Министерства образования Красноярского края, Денис Сергеевич Гуц, начальник отдела развития науки и высшего образования, а также Евгений Александрович Свиридов, региональный координатор РДШ (Российское движение школьников) в Красноярском крае.

Обращаясь с приветственным словом и начиная пленарную дискуссию, Елена Анатольевна Чиганова, ректор КК ИПК отметила, что в 11 раз площадка по гражданскому образованию собирает представителей образования, воспитания и гражданского общества. В рамках пленарной дискуссии планировалось раскрыть темы формирования надпрофессиональных навыков в школьной среде. Глобальный мир становится источником новых вызовов и угроз, а система образования и воспитания – уязвимой целью. Вопросы понимания социально-политической, международной проблематики, тонкостей социализации в мультикультурной среде школы, правовой и экономической грамотности, методик профилактики деструктивного проявления в реальной и цифровой среде сегодня, так или иначе, появляются в поле ответственности педагога. Уметь договариваться, мыслить системно и стратегически, дискутировать с классом на острые темы и правильно реагировать на сложившиеся запросы учащихся, ориентироваться в цифровом пространстве – необходимые навыки для современного конкурентоспособного педагога. 

В пленарной дискуссии выступили: 
Михаил Петрович Нечаев, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой воспитательных систем, Академия социального управления (Москва) с темой: «Международные и региональные сетевые проекты в формировании Человека XXI века».        

Михаил Петрович Яценко, доктор философских наук, профессор ГИ СФУ, заместитель заведующего кафедрой глобалистики и геополитики с темой «Трансформация отечественной системы ценностной начинается в высшей школе. Как быть современнее вызовов внешней среды?»  

Василий Валентинович Никуленков, кандидат исторических наук, заведующий  Центром  воспитания и гражданского образования КИПК, доцент СФУ, руководитель регионального отделения Российской ассоциации политической науки с темой «Глобальные навыки в современной школе: или станем конкурентоспособными или нас "сомнут "».   Материалы презентации можно найти на нашем портале.

В целом конференция была представлена тремя малыми пленарными заседаниями и 12 секциями. Было зарегистрировано 230 участников конференции, более 100 человек выступили с докладами и представили свои практики по направлениям. 

Малые пленумы проходили с 12-30 до 14 часов.  Татьяна Викторовна Белинская, заместитель директора по учебно-методической работе КГБОУДО «Красноярский краевой центр туризма и краеведения» выступила с докладом «Навыки будущего в современной школе и новые подходы к системе управления воспитанием региона».

Докладчик из Москвы  Антон Юрьевич Коновалов, руководитель направления «Службы примирения в образовательных организациях», Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа», методист  ГБУ ГППЦ ДОГМ (Москва) выступил на тему: «Медиация. Дефициты и потенциал комплекса мероприятий по внедрению медиации в пространство школы в 2016 – 2018 гг.»

В малом пленарном заседании на тему: «Навыки будущего в ответ на вызовы современности» докладчик Юлия Михайловна Залега, зав. центром обеспечения информационно-образовательных сред КИПК,  выступила с докладом: «Навыки будущего и цифровая образовательная среда школы: что нужно знать и уметь».

Оргкомитету конференции во главе с заведующим Центром воспитания и гражданского образования удалось привлечь для участия в конференции представителей гражданского общества, воспитания, образования, власти, Церкви и высшей школы.

Так, Галина Николаевна Казакова, канд. мед. наук, доцент КГПУ им. В.П.Астафьева, доцент каф. МБОФКиБЖ ИФКСиЗ  им. И.С.Ярыгина в рамках площадки «Теория и практика эффективности внедрения принципов и правил ЗОЖ в образовательный процесс» обсуждала анализ опыта волонтерского движения и популяризации ЗОЖ среди обучающихся. На площадке работало 8 кандидатов и 1 доктор наук. Стоит отметить, что впервые за 11 лет, удалось обсудить просветительские проекты в сфере ЗОЖ еще и под углом гражданского сознания и образования. 

В секции «Разрешение конфликтов техниками навыков XXI века» 
Дмитрий Владимирович Юрков, директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Эго» и Наталья Витальевна Высоцкая, старший преподаватель Центра воспитания и гражданского образования КИПК, член Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края обсудили проблемы и перспективы интеграции медиации в образовательное пространство школы. Были выслушаны доклады представителей школ города. С темой реализации медиативных практик выступил педагог-психолог и профессиональный медиатор СОШ № 150 г. Красноярска Е.С. Эгле. Обсуждались вопросы совершенствования мониторинга по медиации. Также были обговорены инструменты совместного взаимодействия по налаживанию медиативной работы в школах на более качественном уровне.

Доклады на тему «Навыки будущего в профилактике межнациональных противоречий в школьной среде» заслушали методисты ЦВиГО КК ИПК Наталья Владимировна Дегтярева и Дина Ванцетовна Карпухина.

Специалист отдела общего образования Министерства образования Красноярского края Л.И. Черепова и другие участники площадки отметили, что практики воспитания в данной сфере имеют прикладное значение и для системы повышения квалификации педагогов.. Присутствующим педагогам удалось выделить сегмент воспитательных практик в сфере межнациональных отношений, в том числе педагогических методов работы с детьми инофонами. Появилась возможность согласованных действий по этой линии с конкретными школами. Вторым важным достижением работы площадки стало внедрение и обсуждение таких практик и мероприятий, как «Общешкольный фестиваль народных культур и традиций», «Калейдоскоп национальностей», «Музей национального костюма» и «Этнопсихология и этнопедагогика». Они представляют собой интерес для педагогов курсов «Основы духовно- нравственной культуры народов России» при выборе формы и содержания преподавания.

На площадках «Уклад семьи как средство семейного воспитания» и «Навыки будущего: уклад школьной жизни как условие формирования личностных результатов» работала Светлана Анатольевна Федорова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой семейного воспитания КК ИПК. Участники площадки заслушали доклады о практиках и резюмировали, что семья – это первое, что приобщает ребенка к разным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной. Семья формирует нормы и традиции. Они, в свою очередь, продолжают родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.
 
Второй год мы сотрудничаем с Государственным Архивом Красноярского края. Анна Анатольевна Нихочина, канд. ист. наук, директор Государственный архив Красноярского края провела секцию на тему «Современные архивы и новые способы познания истории (на примере проекта «Архивы школам» и технологии  написания семейной истории) как инструмент формирования навыков будущего».

Валерия Евгеньевна Ступина, председатель комитета по образованию, культуре и спорту Молодежного парламента  Красноярского края провела дискуссионную площадку с педагогами по обсуждению воспитательного потенциала Российского движения школьников «Векторы развития Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"». Обсуждались проблематика, технология внедрения данного движения школьников на территории Красноярского края, а также поддержка инициатив. Заинтересованные педагоги, в частности, Гусаров Петр Леонидович,  преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ СШ № 115, задавали прямые вопросы координатору РДШ и корректировали воспитательную работу сообща. 

Евгений Владимирович Артемьев, канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой и Василий Валентинович Никуленков, канд. ист. наук, доцент,    руководитель регионального отделения Российской ассоциации политической науки организовали обсуждение форм интеграции общественно-политической проблематики и социально-политических вопросов в школьную программу в рамках площадки «Современные социально-политические проблемы: пути интеграции в школьное образование». На площадке выступили молодые политические лидеры Красноярского края: Никита Лазарев, лидер движения «Соколы ЛДПР» и Иван Сорокин, депутат из п. Кедровый. Участники площадки наметили на январь 2019 г. следующую встречу, чтобы представить дорожную карту возможных шагов внедрения в урочный и неурочный формат вопросов социально-политической тематики.

В секции «Просветительские проекты красноярского регионального отделения ВРНС (Всемирного Русского Народного Собора): пример сотрудничества Церкви, власти и общества в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи выступили яркие лица г. Красноярска, объединенные общими воспитательными инициативами: Сергей Сергеевич Витковский, руководитель красноярского регионального отделения ВРНС; Эдуард Феликсович Яговдиков, сопредседатель красноярского регионального отделения ВРНС; Ольга Игоревна Корнеева, руководитель аппарата Красноярского регионального отделения всероссийской общественной организации «Молодая гвардия единой России»;  Владимир Владимирович Владимиров, бизнесмен, общественный деятель, член ВРНС; Елена Сергеевна Есаулова, журналист, публицист, литератор, редактор сайта Собор24ру; Ивановна Казанова Татьяна, директор МБОУ СОШ № 10.

Секции посетили более 200 участников конференции. Они были награждены сертификатами, а также получили интерактивный документ под названием SkillsSertificate, с помощью которого педагоги смогут присоединиться к новому проекту по управлению системой воспитания региона «Навыки будущего», спроектированного коллективом Центра воспитания и гражданского образования КК ИПК. 
           
8 декабря 2018 года по итогам конференции был организован семинар для сотрудников Центра воспитания и гражданского образования и сотрудников сферы воспитания региона «Современные инструменты формирования воспитательной системы в контексте требований к навыкам и грамотностям будущего».
Модератором выступил Михаил Петрович Нечаев, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой воспитательных систем   Академии социального управления  (Москва).

Участники обсудили реализацию многоступенчатого курса программ воспитания в регионе в рамках проекта новой системы управления воспитанием «Навыки будущего», соответствующего ключевым задачам формирования гражданина и специалиста с высоким уровнем гражданской грамотности, достаточным для понимания собственной роли и места в системе государственных интересов внутри и вне страны. Были достигнуты стратегические соглашения с кафедрой воспитательных систем Академии социального управления в Москве.