Деятельность

Институт


07 Декабря 2018 6 декабря 2018 в рамках V Краевого педагогического марафона, состоялась краевая конференция по дошкольному образованию «Современный детский сад и его уклад»
Автор: Жукова Анна Владимировна   

Наталья Эдуардовна Огнева, главный специалист сектора дошкольного образования отдела общего образования, в приветственном слове поздравила лауреата всероссийского конкурса «Воспитатель года» Ефимову И.Ю. Выразила слова благодарности Управлению образования администрации г. Железногорска, коллективу МБДОУ «Детский сад № 72 «Дельфиненок» и институту повышения квалификации за подготовку конкурсантки. Также Наталья Эдуардовна обозначила основные направления развития системы дошкольного образования Красноярского края: обеспечение его доступности для детей раннего возраста, выстраивание системных взаимодействий с муниципальными образованиями.

Работа конференции началась с панельной дискуссии «Уклад детского сада. Кто его создает?». Она прошла в форме интервью с представителями образования из Москвы и Ярославля. Людмила Георгиевна Обросова, задавая вопросы, подводила коллег к анонсированию содержания, которое будет раскрыто в работе конференции. Перед участниками была поставлена задача самоопределения в выборе площадок для посещения в течение дня. Выбор был из 5 малых пленумов в первой половине дня и 9 тематических площадок во второй половине дня с возможностью перехода.

В рамках работы малого пленума «Зачем и как исследовать организационную культуру детского сада?» Татьяна Николаевна Ле-ван, к. п. н., доцент, старший научный сотрудник лаборатории развития ребёнка Института системных проектов МГПУ (Москва), отвечая на вопрос «зачем?», пояснила, что исследование организационной культуры детского сада необходимо начинать с постановки следующих вопросов: какой стиль взаимодействия принят в коллективе? Что демонстрируется явно, что скрыто? Какова истинная природа конфликтов? Почему изменения не происходят или происходят очень медленно? Что мы знаем о себе и чего мы не замечаем? Какие действия вызывают те или иные реакции и почему? Это необходимо для исследования организационной культуры. В дополнение своих слов Татьяна Николаевна представила примеры оценочных листов.

Руководители малого пленума  «Детский сад как система условий для развития индивидуальности ребенка и способности к самоопределению» Татьяна Александровна Этингоф, старший воспитатель  ГБОУ «Школа самоопределения №734 им. А.Н. Тубельского» и Лариса Васильевна Журавлева, воспитатель ГБОУ «Школа самоопределения №734 им. А.Н. Тубельского» (Москва) обозначили ключевые характеристики детского сада им. А.Н. Тубельского. Особенностью такого детского сада является подбор разновозрастных групп и поддержание атмосферы свободы. По словам специалистов, это способствует сохранению детства, а в дальнейшем – полноценной реализации взрослого в профессии.

В рамках малого пленума «Как руководитель влияет на уклад детского сада?» Татьяна Ивановна Юстус, к. психол. н, руководитель детского сада «Журавушка» МАОУ «КУГ № 1–Универс», (Красноярск) пояснила, что реализация современных технологий не должна менять отношения воспитателя к ребенку, необходимо менять уклад жизни детского сада. Его ключевым аспектами должны стать: ясные ценности, понятные способы принятия решений, традиции, допустимое поведение, ответственность, реакция на разнообразие.

Малый пленум «Праздники в детском саду: взгляд психолога» под руководством Юлии Александровны Коротковой, педагога–психолога детского сада «Журавушка» МАОУ «КУГ № 1–Универс» (Красноярск) начался с просмотра видео-лекции В. Полунина «Счастье дурака». При его обсуждении педагоги определили: что такое современный и несовременный взгляд на праздник в ДОО, что главное в празднике, и как уклад детского сада виден в празднике.

Не менее интересным стал ещё один малый пленум – «Двигательная активность как важная составляющая жизни ребенка в детском саду». Его руководитель - Роман Геннадьевич Раух, педагог физической культуры, методист ЧОУ «Хорошевская школа», тренер Школы диалога с препятствием, консультант, разработчик детских пространств в PlayPly (Москва) предложил педагогам развивать умение принимать нетривиальные решения. Дело в том, что при организации физического развития дошкольников согласно методикам – всё ясно, но если начать думать о значении физического развития для ребенка – сразу возникают вопросы организации двигательной среды, потому что  ребенок, посещающий детский сад, имеет минимальный двигательный опыт.

В обеденное время участники конференции имели возможность познакомиться с содержанием стендовых докладов, оставить свое мнение об увиденном и услышанном, пообщаться с коллегами, попрактиковаться в хоровом пении и ведении хороводов, поиграть в настольные игры.

Во второй половине дня для педагогов были проведены тематические площадки, по три ленты каждая, с интерактивным перерывом в 30 минут между выступлениями.

На тематической площадке «Игра в детском саду» участники конференции могли: увидеть действительно свободную сюжетную игру, осмыслить свой опыт по созданию условий для детской игры, услышать и увидеть опыт тех педагогов, для которых детская игра – неотъемлемая часть уклада их группы. А также – узнать, как игра влияет на всю жизнедеятельность ребёнка, попробовать создать свой воображаемый мир и изобразить его; представить, как в нём будет ребёнку, превратиться в то, во что невозможно позволить себе в реальной жизни, создать атрибуты для игры, которых ещё никто не видел. 

Тематическая площадка «Метод проектов в детском саду» объединила тех, кому интересны интересы детей. Педагоги определили, что метод проектов – это простой способ ответить на любой детский вопрос, и он реально работает!

На тематической площадке «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду», участники освоили неволшебные превращения, трансформацию привычного, научились менять пространство.

В рамках тематической площадки «Способы развивающей оценки качества в детском саду» педагоги попробовали оценить центры детской активности, найти в распорядке дня место для  выбора  детской деятельности, посмотрели на группу детского сада  глазами ребенка.

На тематической площадке  «Совместное планирование детей и взрослых в жизни сада» педагоги разобрались, почему же лучше планировать совместно с детьми, увидели разные варианты участия детей в планировании, поучаствовали в исследовании по особенностям планирования в детских садах. Поняли как давать детям и себе свободу, но работать по программе, поверили, что писать планы – это не скучно, а увлекательно!

Участники тематической площадки «Специфика работы с детьми раннего возраста, в том числе с детьми ОВЗ» могли посетить два сеанса интерактивного кинозала, разобраться в понятиях  «ранняя помощь», «раннее вмешательство», а  также в особенностях современного подхода в оказании ранней помощи детям и семьям детей-инвалидов и детей с ОВЗ поучаствовать в создании модели современных яслей.

Тематическая площадка «Корпоративная культура детского сада» объединила желающих обменяться идеями хороших корпоративов, посоревноваться в командной работе (и выиграть книжку), оценить инициативность своего коллектива. 

Тематическая площадка «Техническое творчество в детском саду» объединила творческих педагогов, владеющих и желающих овладеть техникой «Бумажный туннель», а также педагогов, умеющих конструирование развернуть в увлекательный квест.

На тематической площадке «Возможности профессионального развития педагогов в ДОО» педагоги определили идеи наставничества в профессиональном развитии педагогов, необходимые условия для эффективного методического сопровождения педагогов ДОО.

По итогу конференции прошел рефлексивный круг, в рамках которого участники и спикеры высказали свое мнение об укладе проведенного мероприятия, обозначили проблемные вопросы, которые могут быть раскрыты в будущих конференциях,  выразили слова благодарности организаторам и участникам конференции.

С материалами конференции по дошкольному образованию вы можете познакомиться здесь.