«Подходы к построению экосистемы профессионального развития: дидактический аспект»

О КОНФЕРЕНЦИИ | ПРОГРАММА | ТРАНСЛЯЦИЯ | МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИОТЗЫВЫ

Chiganova EA

Чиганова Елена Анатольевна
кандидат педагогических наук, ректор Красноярского краевого института повышения
квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

г. Красноярск

 

Оставить комментарий

Комментарии

Блинов Г.Н.
2021-03-10 17:56:46

Развитие - это на 90% воспроизводство (так утверждал Г.П. Щедровицкий). А вся  целостная "линейка процессов" включает в себя процессы педагогического производства, воспроизводства, функционирования, развития, организации - управления - руководства, утилизации (культурного отказа). В этой связи, для культурно-исторического самоопределения нашего института важно понимать свое предназначение по культивированию всех этих процессов. Конечно, велики искусы вырвать из всей целостности процесс развития, назвться соответствующим образом и...что дальше? Можно конечно (и даже престижно в узких кругах) заниматься "чистым развитием" для отдельно взятых школ, приговаривая, "что развитие это не для всех...не массовое явление)". Но "Красноярский феномен"  как уникальное явление всегда  исходил из онтологически иной установки:  каждая территория края, каждая образовательная организация ....каждый ученик есть незаменимый субъект деятельностно и совместно  создаваемых общностей. 

Это не означает упрощения и призыва к "развитию строеем", В Реализационном залоге, это означает, что необходимо повысить эффективность уже имеющихся и создаваемых сетевых коопераций. В узлах таких коопераций должны находиться совместно актуализированные "ТЕМЫ навырост" для повышения конкурентоспособности  Красноярского образования в институциональном, инфраструктурном, финансовом и содержательном аспектах.   Производство таких тем - вызов для нашего института. Например, бессмысленно обсуждать тему нового рофессионализма учиетеля без понимания "современной системы разделения труда в сфере обучения (шатаного расписания в старом языке)" с учетом цифровых сервисов и искусственного интеллекта, а таже изменяющегося содержания образования (предметная или непредметная основа). Или тема оплаты труда (ученико-час, оклад - минимум плюс стимулирующие или...). Или система оценивания в залоге "кого мы оцениваем, когда мы ставим отметки ученику?"   

Именно производство "вытягивающих онтологически нагруженных тем", является на данный момент важнейшей обязанностью института, как потенциального "держателя программирования" в крае.! Это, совершенно правильно вслед за Г.П.Щедровицким обозначил А.А. Попов в своем докладе... 

Спастбо!

 

 

Бутенко Андрей Викторович
2021-03-11 06:30:01

Важной особенностью экосистем, способствующих профессиональному развитию педагогов, является "принуждение" к кооперации, сотрудничеству через выгоду. Проблемным вопросом, который необходимо обсуждать, будет вопрос об определении, конструировании выгод, дополнительных возможностей, преодолении рисков за счет построения экосистемы.

Возможная потенциальная выгода от построения экосистемы связана с объединением ресурсов участников и возможностями по реализации совместных проектов. 

Каким образом может быть продуктивно реализовано объединение ресурсов участников? Как добиться синергии в рамках экосистемы? 

Какие модели взаимодействия между участниками экосистемы позволят реализовать синергетические сценарии в работе экосистемы? 

Ковель М.И.
2021-03-11 14:19:05

Спасибо, Елена Анатольевна! Затронуты важные проблемы не только школьных учителей, но и современного образования в целом, указаны направления, которые необходимо развивать совместно с профессиональным сообществом. Вопросы: Каким образом смотивировать учителя к качественному прохождению дистанционных курсов ПК ? Каким образом повысить цифровые компетенции педагогов, чтобы они смогли раскрыть потенциал учеников? В каком случае использование цифровых ресурсов поволит преподавателю достичь поставленных целей при обучении?

Галина Васильевна Глинкина
2021-03-11 19:47:22

Мне кажетися, что объективно Еленой Анатольевной затронут вопрос изменения содержания образования в профессиональном развитии. Он тесно связан с представленной моделью "Учитель 2.0", которая кажется недоработанной: прийдя в школу работать, молодой педагог обнаружит, что некоторые её компоненты не активны: "знает, как заработать", но не может реализовать себя в этом направлении (то часовая нагрузка большая, то расписание уроков не позволяет работать еще где-то и др.); "знает свои права", но не может их отстаивать. Также в этой модели отсутствуют компоненты (параметры), по которым оценивается квалификация учителя: результативность работы, обобщение опыта и др. Ведь параметры аттестации должны соответствовать компонентам модели учителя.

У меня вопрос к продемонстрированным результатам диагностики уровня профмастерства учителей по функциональной грамотности. Прирост огромный. Но, судя по показателям диаграммы, диагностика проводилась только посредством самооценки, что не гарантирует объективность полученных результатов. Чем объяснить, что для исследования уровня профмастерства учителей по ФГ использовалась формальная диагностика? Что она нам даёт? А что учителю? 

Игумнова Л.И.
2021-03-12 03:04:06

Поддерживая вопросы М.И.Ковель, я бы дополнила: Каким образом смотрвировать педагогов на профразвитие и дальнейшие изменения деятельности или практики? Что в экосистеме дополнительного профессионального образования может выступать мотиватором? Должны ли быть заложены в экосистеме ДПО механизмы мотивации педагогов?

Ситникова Н.Г.
2021-03-12 03:31:26

Спасибо за доклад, Елена Анатольевна!
Построение  экосистемы непрерывного профессионального развития педагогов предполагает стратегическиe управленческиe решения на уровне региональной системы образования. В связи с этим, какие на ваш взгляд, должны быть предприняты управленческие действия  для решения этой задачи?

Чиганова Е
2021-03-12 04:52:57

Блинов Г.Н. (2021-03-10 17:56:46)


Развитие - это на 90% воспроизводство (так утверждал Г.П. Щедровицкий). А вся  целостная "линейка процессов" включает в себя процессы педагогического производства, воспроизводства, функционирования, развития, организации - управления - руководства, утилизации (культурного отказа). В этой связи, для культурно-исторического самоопределения нашего института важно понимать свое предназначение по культивированию всех этих процессов. Конечно, велики искусы вырвать из всей целостности процесс развития, назвться соответствующим образом и...что дальше? Можно конечно (и даже престижно в узких кругах) заниматься "чистым развитием" для отдельно взятых школ, приговаривая, "что развитие это не для всех...не массовое явление)". Но "Красноярский феномен"  как уникальное явление всегда  исходил из онтологически иной установки:  каждая территория края, каждая образовательная организация ....каждый ученик есть незаменимый субъект деятельностно и совместно  создаваемых общностей. 

Это не означает упрощения и призыва к "развитию строеем", В Реализационном залоге, это означает, что необходимо повысить эффективность уже имеющихся и создаваемых сетевых коопераций. В узлах таких коопераций должны находиться совместно актуализированные "ТЕМЫ навырост" для повышения конкурентоспособности  Красноярского образования в институциональном, инфраструктурном, финансовом и содержательном аспектах.   Производство таких тем - вызов для нашего института. Например, бессмысленно обсуждать тему нового рофессионализма учиетеля без понимания "современной системы разделения труда в сфере обучения (шатаного расписания в старом языке)" с учетом цифровых сервисов и искусственного интеллекта, а таже изменяющегося содержания образования (предметная или непредметная основа). Или тема оплаты труда (ученико-час, оклад - минимум плюс стимулирующие или...). Или система оценивания в залоге "кого мы оцениваем, когда мы ставим отметки ученику?"   

Именно производство "вытягивающих онтологически нагруженных тем", является на данный момент важнейшей обязанностью института, как потенциального "держателя программирования" в крае.! Это, совершенно правильно вслед за Г.П.Щедровицким обозначил А.А. Попов в своем докладе... 

Спастбо!

 

 

Спасибо за вопрос, поскольку он действительно обращает внимание на возможную интерпретацию смысла доклада как ""искус заниматься только развитием", но основной смысл заключался в попытке иного обустройства профессионального развития педагога, где он может прочуствовать на себе, все, что предлагается прожить ученикам, при этом процессы развития и функционирования в их разумном сочетании никто не отменял.

Е Чиганова
2021-03-12 04:55:45

Бутенко Андрей Викторович (2021-03-11 06:30:01)


Важной особенностью экосистем, способствующих профессиональному развитию педагогов, является "принуждение" к кооперации, сотрудничеству через выгоду. Проблемным вопросом, который необходимо обсуждать, будет вопрос об определении, конструировании выгод, дополнительных возможностей, преодолении рисков за счет построения экосистемы.

Возможная потенциальная выгода от построения экосистемы связана с объединением ресурсов участников и возможностями по реализации совместных проектов. 

Каким образом может быть продуктивно реализовано объединение ресурсов участников? Как добиться синергии в рамках экосистемы? 

Какие модели взаимодействия между участниками экосистемы позволят реализовать синергетические сценарии в работе экосистемы? 

Мне кажется, что вы сами ответили на свой вопрос, поскольку у меня единственная версия от продуктивного взаимодействия и синергию действительно связана прежде всего с проектной совместной деятельностью.

Е Чиганова
2021-03-12 04:59:56

Ковель М.И. (2021-03-11 14:19:05)


Спасибо, Елена Анатольевна! Затронуты важные проблемы не только школьных учителей, но и современного образования в целом, указаны направления, которые необходимо развивать совместно с профессиональным сообществом. Вопросы: Каким образом смотивировать учителя к качественному прохождению дистанционных курсов ПК ? Каким образом повысить цифровые компетенции педагогов, чтобы они смогли раскрыть потенциал учеников? В каком случае использование цифровых ресурсов поволит преподавателю достичь поставленных целей при обучении?

Цифровые компетентности педагога , на мой взгляд, не повышаются только дистанционными программами, с одной стороны - это могут быть и тренинги и очные программы - главное, чтобы не было ситуации, когда "на пальцах" объясняются великие смыслы и в качесте "бантиков" предлагаются цифровые инструменты, я бы попробовала сделатть наоборот, показав, что пользуясь цифрой становятся очевидными вещи, не заметные ранее.

Е Чиганова
2021-03-12 05:03:45

Галина Васильевна Глинкина (2021-03-11 19:47:22)


Мне кажетися, что объективно Еленой Анатольевной затронут вопрос изменения содержания образования в профессиональном развитии. Он тесно связан с представленной моделью "Учитель 2.0", которая кажется недоработанной: прийдя в школу работать, молодой педагог обнаружит, что некоторые её компоненты не активны: "знает, как заработать", но не может реализовать себя в этом направлении (то часовая нагрузка большая, то расписание уроков не позволяет работать еще где-то и др.); "знает свои права", но не может их отстаивать. Также в этой модели отсутствуют компоненты (параметры), по которым оценивается квалификация учителя: результативность работы, обобщение опыта и др. Ведь параметры аттестации должны соответствовать компонентам модели учителя.

У меня вопрос к продемонстрированным результатам диагностики уровня профмастерства учителей по функциональной грамотности. Прирост огромный. Но, судя по показателям диаграммы, диагностика проводилась только посредством самооценки, что не гарантирует объективность полученных результатов. Чем объяснить, что для исследования уровня профмастерства учителей по ФГ использовалась формальная диагностика? Что она нам даёт? А что учителю? 

Согласна, что формальная диагностика нам ничего не дает и я про это говорила в докладе, проблема состоит в том, что, к сожалению, мы пока пользуемся теми инструментами, которые имеем и  в этом смысле я думаю, что самоодиагностика имеет преимущества над диагностикой внешней хотя бы потому, что она обеспечивает профессиональную рефлексию педагога и не так травмирующа для учителя , чем не валидные инструменты диагностики внешние.

Е Чиганова
2021-03-12 05:09:41

Игумнова Л.И. (2021-03-12 03:04:06)


Поддерживая вопросы М.И.Ковель, я бы дополнила: Каким образом смотрвировать педагогов на профразвитие и дальнейшие изменения деятельности или практики? Что в экосистеме дополнительного профессионального образования может выступать мотиватором? Должны ли быть заложены в экосистеме ДПО механизмы мотивации педагогов?

Первые версии ответа на вопрос о мотивации педагогов связаны с тем, что условия для нее могут быть созданы другим типом коопераций и деятельностей, в которые может быть включен учитель, где эти кооперации и как следствие разное содержание (не единственно верное, которое транслируется преподавателем ДППО) и могут рассматриваться как  мотивирующие условия.

Е Чиганова
2021-03-12 05:14:40

Ситникова Н.Г. (2021-03-12 03:31:26)


Спасибо за доклад, Елена Анатольевна!
Построение  экосистемы непрерывного профессионального развития педагогов предполагает стратегическиe управленческиe решения на уровне региональной системы образования. В связи с этим, какие на ваш взгляд, должны быть предприняты управленческие действия  для решения этой задачи?

Хотелось бы обойтись без административных воздействий, но вы спрашиваете про управленческие действия и здесь, на мой взгляд, достаточно ценностей управленцев, которые основаны на открытости и понмании, что взаимодействие позволяет решать многие проблеммы, по хорошему интересно и то, способно  ли профессиональное сообщество к самоорганизации на основе собственных профессиональных ценностях.