Проект «Социальный капитал образовательной организации»

Главная страница центра | Сотрудники | Программы центра | Внебюджетные услуги | Проекты | Базовые площадки  

Проект «Социальный капитал образовательной организации» (Красноярский край)

О проекте

Материалы проекта

1 TА ФTАTВ TАTПОсновной фактор, влияющий на качество образования –  групповая коллективная эффективность педагогов    
(Джон Хетти. Концепция видимого обучения. Мета-анализ)

Коллективная эффективность лежит в области развития социального капитала образовательной организации.
Проект реализуется в партнёрстве с информационно-аналитическим порталом для руководителей и специалистов системы образования «Директория» (Москва), где проводятся онлайн-исследования измерения уровня социального капитала образовательных организаций методом сетевого анализа, разработанного профессором, доктором пед. наук, Константином Михайловичем Ушаковым. 

Предназначение проекта: популяризация актуальных научных знаний, идей, исследований в области социального капитала в целях повышения качества образования в образовательных организациях.

Проектная идея: наращивание социального капитала обеспечит достижение оптимального качества обучения и воспитания в условиях ФГОС.

Цель проекта: создать организационно-педагогические условия для развития социального капитала путем изменения реальной структуры организации, направленной на профессиональное развитие педагогических работников посредством увеличения количества и качества социального капитала организации.

Профессиональный капитал организации складывается из человеческого и социального, где человеческий капитал – это знания, умения, навыки (сумма индивидуальных), а социальный капитал – профессиональные связи, основанные на доверии, способность к кооперации. Педагоги – это основной ресурс организации, составляющие её капитал. Проект предполагает выявление профессиональных связей в коллективе и построение новых на основе полученных данных исследований, то есть – управление не только людьми, но и профессиональными связями, что ранее не находилось в фокусе внимания руководителей. 

Возможно, поэтому процент профессиональных (симмелианских) связей российских школ, прошедших исследования, составляет на сегодня около 8%, но есть значительный горизонт «разбега» до получения действительно значимых (ощутимых) результатов, важно поставить соответствующую цель.

Зачем управлять профессиональными связями и почему желательно, чтобы их было много?
Сегодня доказано (исследования Д. Хетти), что на академические успехи ребёнка сильнее всего влияет групповая коллективная эффективность педагогов, которой и посвящён проект. За счет активизации профессионального взаимодействия и сотрудничества можно достичь более высокого качества образования. Главная задача руководителя в данном контексте – наращивать социальный капитал каждого члена организации и организации в целом, то есть, помогать создавать и развивать профессиональные связи для достижения целей образования. Это качественно иной аспект управления профессиональным развитием педагогов.

Проект уникальный в своём роде, так как предполагает достижение целей образования не столько за счет усиления учебной составляющей, сколько путём совершенствования профессиональных отношений в организации. Это, по сути, другое качество школьной жизни, социального самочувствия и условий.

По большому счету проект вносит свой скромный вклад в решение одной из важнейших социальных проблем современного общества – укрепление и восстановление уровня доверия в государстве как составляющего компонента социального капитала.
Самый высокий уровень доверия в Нидерландах, Финляндии, Швеции, Швейцарии, Австралии, до 80%. По данным итогового форума активных граждан «Сообщество», Россия занимает 90 место среди стран, где исследовался социальный капитал. Уровень доверия в России – около 23%, более того, имеются тенденции к его снижению, и такая ситуация не может не тревожить педагогическую общественность.
Школа – достаточно большой временной отрезок жизни подростка, а для педагогов и руководителей, порой, вся жизнь, поэтому проект заставляет задуматься о социальных условиях, социальном самочувствии всех субъектов образовательного процесса и способах достижения результатов посредством разработанных в науке инструментов социального капитала.

Проект не «для галочки» и отчетности, он предназначен для серьезной внутренней работы по развитию человеческих ресурсов с  выходом на более высокий уровень взаимодействия, кооперации в коллективе посредством создания профессиональных связей и будет полезен руководителям, заинтересованным в развитии своей организации.

Итоги реализации проекта
"Социальный капитал образовательной организации"
2015-2020 гг.

 Митрохин Р  

Роман Валентинович Митрохин, директор школы-комплекса 
"Покровский"
Центрального района г. Красноярска
Видео
Презентация

 Ахметзянова Г   Гульнара Марсовна Ахметзянова, директор СШ №82 
Октябрьского района
 г. Красноярска 

Видео
Презентация

 Ольхина О  

Оксана Игоревна Ольхина, директор КГБ ОУ №1 г. Железногорска
Красноярского края
Видео
Презентация

 Лавриченко К  

Кирилл Константинович Лавриченко, директор Лицея №6
"Перспектива"
Кировского района г. Красноярска
Видео
Презентация

Ильиных Е  

Елена Валентиновна Ильиных, директор Лицея №3
Ленинского района 
г. Красноярска
Видео
Презентация

 Казанова Т  

Татьяна Ивановна Казанова, директор СШ №10
Центрального района 
г. Красноярска

Видео
Презентация

 Тихомирова В  

Валентина Леонидовна Тихомирова, заведующий МБДОУ
"Сибирячок" г. Кодинска 
Кежемского района Красноярского края
Видео 
Презентация

 благодарность директорам

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
  1. Презентация проекта 
  2. Описание, план реализации проекта
  3. Некоторые результаты проектной деятельности 2015-2016 гг.
    Диагностика реальной структуры организации,
     презентации стартовых исследований социального капитала ОО:

Для чтения

К.М. Ушаков. Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет

 

Для просмотра

Видео-сюжет  К.М. Ушакова о социальном капитале образовательной организации, смыслах управленческой деятельности
https://clck.ru/RmjP9 (5 мин.)

 
К сведению

Участники проекта ежегодно проводят практические занятия, консультации, представляют свой опыт по развитию социального капитала организации на форумах и конференциях, курсах ПК.

Осуществляется тьюторское сопровождение проекта. Принимаются индивидуальные и групповые заявки от территорий на участие в проекте с тьюторским сопровождением.

Можно заказать исследование уровня социального капитала образовательной организации самостоятельно на онлайн-платформе «Директории» и выбрать методики по организации профессионального взаимодействия   http://direktoria.org  

 5 investicii v internet na sutki fvk3h

  

Контакты:
 
 Муругова Елизавета Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент,  тел.: 8(902)969-88-90

 

Связи system 1527689 1280copy

     

Стратегические ориентиры


Уровень социального капитала будет расти, если удастся реализовать следующие изменения:

  • повысить открытость организации;
  • создать школьную среду сотрудничества, доверия и распространения знаний как основу для содействия и координации педагогов;
  • выработать согласованную в педагогическом коллективе систему ценностей и профессиональных установок;
  • развить навыки самоанализа у педагогов;
  • минимизировать угнетённость учителей;
  • использовать чувство причастности к группе в пользу проводимых изменений. 
                                       (А. Кухарев)
     

 

***

Предмет исследования руководителя –оценка социального капитала как 
взаимосвязанность членов организации, 
что обеспечивает 
взаимообучение, 
препятствует выгоранию и является
условием успешного развития 

образовательной организации.
                                   

(по М. Фулланду)