Проект «Социальный капитал образовательной организации»

Главная страница центра | Сотрудники | Программы центра | Внебюджетные услуги | Проекты | Базовые площадки  

       Проект «Социальный капитал образовательной организации» (Красноярский край) 

О проекте

   
Материалы проекта

1 TА ФTАTВ TАTПОсновной фактор, влияющий на качество образования –  групповая коллективная эффективность педагогов 
(Джон Хетти. Концепция видимого обучения)

Коллективная эффективность лежит в области развития социального капитала образовательной организации.
Проект реализуется в партнёрстве с информационно-аналитическим порталом для руководителей и специалистов системы образования «Директория» (Москва), где проводятся онлайн-исследования измерения уровня социального капитала образовательных организаций методом сетевого анализа, разработанного профессором НИУ ВШЭ, доктором пед. наук, Константином Михайловичем Ушаковым. 

Предназначение проекта: популяризация актуальных научных знаний, идей, исследований в области социального капитала в целях повышения качества образования в образовательных организациях.

Проектная идея: наращивание социального капитала обеспечит достижение оптимального качества обучения и воспитания в условиях ФГОС.

Цель проекта: создать организационно-педагогические условия для развития социального капитала путем изменения реальной структуры организации, направленной на профессиональное развитие педагогических работников посредством увеличения количества и качества социального капитала организации.

Профессиональный капитал организации складывается из человеческого и социального, где человеческий капитал – это знания, умения, навыки (сумма индивидуальных), а социальный капитал – профессиональные связи, основанные на доверии, способность к кооперации. Педагоги – это основной ресурс организации, составляющие её капитал. Проект предполагает выявление профессиональных связей в коллективе и построение новых на основе полученных данных исследований, то есть – управление не только людьми, но и профессиональными связями, что ранее не находилось в фокусе внимания руководителей. 

Возможно, поэтому процент профессиональных (симмелианских) связей российских школ, прошедших исследования, составляет на сегодня около 8%, но есть значительный горизонт «разбега» до получения действительно значимых (ощутимых) результатов, важно поставить соответствующую цель.

Зачем управлять профессиональными связями и почему желательно, чтобы их было много?
Сегодня доказано (исследования Д. Хетти), что на академические успехи ребёнка сильнее всего влияет групповая коллективная эффективность педагогов, которой и посвящён проект. За счет активизации профессионального взаимодействия и сотрудничества можно достичь более высокого качества образования. Главная задача руководителя в данном контексте – наращивать социальный капитал каждого члена организации и организации в целом, то есть, помогать создавать и развивать профессиональные связи для достижения целей образования. Это качественно иной аспект управления профессиональным развитием педагогов.

Проект уникальный в своём роде, так как предполагает достижение целей образования не столько за счет усиления учебной составляющей, сколько путём совершенствования профессиональных отношений в организации. Это, по сути, другое качество школьной жизни, социального самочувствия и условий.

По большому счету проект вносит свой скромный вклад в решение одной из важнейших социальных проблем современного общества – укрепление и восстановление уровня доверия в государстве как составляющего компонента социального капитала.
Самый высокий уровень доверия в Нидерландах, Финляндии, Швеции, Швейцарии, Австралии, до 80%. По данным итогового форума активных граждан «Сообщество», Россия занимает 90 место среди стран, где исследовался социальный капитал. Уровень доверия в России – около 23%, более того, имеются тенденции к его снижению, и такая ситуация не может не тревожить педагогическую общественность.
Школа – достаточно большой временной отрезок жизни подростка, а для педагогов и руководителей, порой, вся жизнь, поэтому проект заставляет задуматься о социальных условиях, социальном самочувствии всех субъектов образовательного процесса и способах достижения результатов посредством разработанных в науке инструментов социального капитала.
Проект не «для галочки» и отчетности, он предназначен для серьезной внутренней работы по развитию человеческих ресурсов с выходом на более высокий уровень взаимодействия, кооперации в коллективе посредством создания профессиональных связей и будет полезен руководителям, заинтересованным в развитии своей организации.

 Итоги реализации проекта
 "Социальный капитал образовательной организации"2015-2020 гг.

Митрохин Р          

Митрохин Роман Валентинович, канд. хим. наук, директор
школы-комплекса"Покровский" Центрального р-на г. Красноярска
Социальный_капитал_Школа-комплекс_Покровский

Видео

 Ахметзянова Г          

Ахметзянова Гульнара Марсовна, директор школы №82
Октябрьского р-на г. Красноярска
Социальный_капитал_СШ_82_Красноярск

Видео

Ольхина О          

Ольхина Оксана Игоревна, директор КГБ ОУ №1   г.Железногорска, Красноярского края
Социальный_капитал_КГБОУ_1_Железногорск

Видео

Лавриченко К          

Лавриченко Кирилл Константинович, директор
Лицея №6 "Перспектива" 
Кировского р-на г. Красноярска
Социальный_капитал_Лицей_6_Перспектива_Красноярск

Видео

Ильиных Е
         

Ильиных Елена Валентиновна, директор Лицея №3
Ленинского р-на г. Красноярска
Социальный_капитал_Лицей_3_Красноярск

Видео

Казанова Т          

Казанова Татьяна Ивановна, директор школы №10
Центральнго района г. Красноярска
Социальный_капитал_СШ_10_Красноярск

Видео

Тихомирова В          

Тихомирова Валентина Леонидовна, заведующий д/с "Сибирячок" г. Кодинска Кежемского р-на Красноярского края
Социальный_капитал_МБДОУ_Сибирячок_Кежемский_район

Видео


Опыт школ по диагностике и развитию социального капитала
(публикации на «Директории», 2021 г.) https://clck.ru/T6oRy

Гульнара Ахметзянова: «Как три управленческих решения помогли улучшить качество и результаты образования»   https://clck.ru/T6oV9

Оксана Ольхина: «Я пришла в школу без команды в середине учебного года. Учредитель поставил задачу изменить стратегию развития учреждения…» https://clck.ru/T6oRy

Роман Митрохин: «Как дидактические лаборатории помогли нарастить профессиональные связи в школе-новостройке»   https://clck.ru/T2SfN

благодарность директорам

  

 

 
  1. Презентация проекта 
  2. Описание, план реализации проекта
  3. Некоторые результаты проектной деятельности 2015-2016 гг.
    Диагностика реальной структуры организации,
     презентации стартовых исследований социального капитала:

Для чтения

К.М. Ушаков. Как сделать школу лучше, или Социальный капитал как приоритет

 Для просмотра

Видео-сюжет  К.М. Ушакова о социальном капитале образовательной организации, смыслах управленческой деятельности
https://clck.ru/RmjP9 (5 мин.)

https://clck.ru/TBXzV ( "Директория")

 К сведению

 Участники проекта ежегодно проводят практические занятия, консультации, представляют свой опыт по развитию социального капитала организации на форумах и конференциях, курсах ПК.

Осуществляется тьюторское сопровождение проекта. Принимаются индивидуальные и групповые заявки от территорий на участие в проекте с тьюторским сопровождением.

Можно заказать исследование уровня социального капитала образовательной организации самостоятельно на онлайн-платформе «Директории» и выбрать методики по организации профессионального взаимодействия   http://direktoria.org  

 5 investicii v internet na sutki fvk3h

  

Стратегические ориентиры

Уровень социального капитала будет расти, если удастся реализовать следующие изменения:

  • повысить открытость организации;
  • создать школьную среду сотрудничества, доверия и распространения знаний как основу для содействия и координации педагогов;
  • выработать согласованную в педагогическом коллективе систему ценностей и профессиональных установок;
  • развить навыки самоанализа у педагогов;
  • минимизировать угнетённость учителей;
  • использовать чувство причастности к группе в пользу проводимых изменений.
     

                                              (А. Кухарев)
                                 
    ***

    Предмет исследования руководителя –оценка социального капитала как 
    взаимосвязанность членов организации, 
    что обеспечивает взаимообучение, 
    препятствует выгоранию и является
    условием успешного развития 
    образовательной организации.
                                       

    (М. Фуллан)
         

Связи system 1527689 1280copy

 

 Контакты:
   Муругова Елизавета Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент,  тел.: 8(902)969-88-90

    

***

 Menedzhment organizatsii0copy